Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Причина постигает себя и свои следствия как единое целое — одно, общее явление, и само по себе это постижение куда более мощное, чем все, что может постичь следствие

После того как я отрыл тебе тайну сокрытых и открытых источников и корня суда, то есть шесть кон-цов, находящихся в абсолютном единстве (ибо все они возникли путем причинно-следственных связей, и сила причины раскрывается силой следствия), следует спросить: как следствие соединяется со своей причиной или нижний аспект — с высшим? Знай, что, как мы говорили раньше, сфирот — это интеллектуальные силы, и также тебе известно, что интеллектуальная сила причины больше, чем сила следствия. Ибо причина сокращает свою силу в следствии и раскрывается в его создании как точка в центре круга. Точка — это неотъемлемая часть круга, хотя она бесконечно мала относительно него. Так и в нашем случае — степень проявления причины в следствии соотносится с самой причиной, как точка с кругом. И даже если мы возьмем десять бесконечностей 159, так что каждая следующая будет подобна точке относительно круга, центром которого она является, все равно суть самой последней точки будет происходить из сути самого внешнего круга, и все будет объединено им. Еще ярче этот принцип проявляется в сфирот, так что даже самый нижний аспект находится в абсолютном единстве с самым высшим. Таким образом, разница между причиной и следствием в том, что следствие постигает только сами факты бытия причины и собственного бытия. В причине же все это находится на более высоком уровне 160, ибо причина постигает в себе бесконеч-но больше, чем постигает в ней следствие, да и само следствие постигается причиной с большей силой, чем следствие постигает само себя. Сам посмотри, глазами разума своего: любое постижение, которое ты находишь внизу, ты найдешь наверху с неизмеримо большей силой. При этом нижний объект (следствие) постигает только факт существования высшего объекта (причины), а не его суть. Если так, тем более очевидно, что человек, даже постигая то, что выше его, постигает только сам факт существования высших аспектов, но не саму суть тех разумных постижений 161. Ведь разум человека — это результат самого последнего из всех со-кращений и ограничений. И тем более это относится к нам, как говорили наши мудрецы: «если древние были подобны человеку, то мы подобны ослам». Ведь даже в словах древних мы постигаем только малую часть их мудрости, не понимая ее на том уровне, на котором по-стигал ее их чистый разум. Например, если взять Рашби и его учеников, то наш слабый разум по отношению к ним будет как точка по отношению к кругу. Так как же мы можем постичь какой-либо аспект из высших? Все, что мы постигаем, находится в соответствии с сущностью, которая в нас, а корень разума Рашби и его учеников находился в мирах, неизмеримо высших, чем тот, в котором находится корень нашего разума, что и позволяло им не только понимать недоступные нам глубинные части Торы, но и более того — понятия, представляющиеся нам ясными, они постигали гораздо глубже нас 162. Из этого мы можем сделать вывод, что Он, благословенный, тем более постигает нас своей ашгахой всех одинаково. А близость или удаленность от Всевышнего зависят только от человеческих заслуг или периодов времени 163. Ведь вся земля и все миры полны Славы Всевышнего, как наверху, так и внизу, как сказано: «А Ты, Всесильный, на небесах, сверху, и на земле, внизу», и нет места, свободного от Славы Его. Я поясню тебе это с помощью притчи. Бывает доброе золото, чистое настолько, что нет ему подобного по качеству и красоте, и бывает золото, тоже хорошее, но не так, как первое. И есть третье золото, неплохое, но уже смешанное наполовину с медью, и четвертое, плохое настолько, что золота уже и не видно из-за множества загрязнений и меди. Ты должен признать, что в четвертом золоте, хотя оно и выглядит как грязь, тоже присутствует чистое золото, подобное первому. И это чистое золото присутствует во всех частях смесей и во всех ее точках, но в каждой из них пропорциональ-но ее размеру. Чистое золото — это ашгаха и влияние Всевышнего, и это мир Ацилут. Вторая ступень — это мир Брия. Третья ступень — мир Йецира. Четвертая ступень — мир Асия. Мир Йецира — это судьи, часть из которых обвиняет, а часть — оправдывает, чтобы наградить того, кто вершит добро, и наказать творящего зло. Награда возникает от доли золота, а наказание — от доли меди, посредством скорлуп (клипот), то есть судебных исполнителей в мире Асия. Четвертая ступень — это полный примесей низменный мир. Этот мир полон дурного начала, материальности и нехороших вожделений. Этот мир полон клипы настолько, что святость вообще не видна, в силу низкого качества этого «золота». И тем не менее, нет ни одной доли или материальной точки, на которую не распростра-нялась бы святость. Если бы святости в ней не было вовсе, эта точка просто не могла бы существовать даже секунду. Как сказано: «А Ты даешь жизнь всем, даже свиньям и пресмыкающимся». Почему даже свиньям (хазир)? — Потому что и им в будущем предстоит изменить свою природу (лахзор — буквально «обернуться»), ибо сторона клипы перестанет существовать. И даже о «князе» 164 Эдома — ангеле смерти сказано: «И будет проглочена смерть навеки», и тогда святость проявится, освободившись от клипы, «И будет в тот день Всевышний един и имя Его едино».


159 Десять бесконечных уменьшений.

160 Причина постигает себя и свои следствия как единое целое — одно, общее явление, и само по себе это постижение куда более мощное, чем все, что может постичь следствие, которое изначально постигает два различных явления — само себя и свою причину.

161 Смотри выше. Мы говорили, что аспекты ашгахи подобны силам разума, то есть они сами обладают разумным постижением. Другим словами, мы знаем, что Всевышний обладает мудростью, но мы не можем постичь Его мудрость.

162 Даже наш собственный разум, доступный и нашему постижению, они постигали на более высоком уровне. А постижение их собственного разума было бесконечно больше нашего, как круг относительно точки, ибо, как говорилось выше, в их разуме мы можем постичь только сам факт его существования.

163 Например, в Субботы и праздники у любого человека есть во — можность быть ближе к Всевышнему, чем в будний день.

164 Словом «князь» мы переводим понятие «сар» (רש), то есть вл — ститель, но в данном случае, как и в большинстве других, это означает властителя, стоящего на второй ступени после царя и обладающего относительным суверенитетом.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…