Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ваеце, Числа, Яаков, Праматери, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Колена Израиля
У Яакова родилось двенадцать сыновей от четырех жен, и «все любимые, все ясные, все могучие», и все они — удел Б-га, без изъятия. Этим Б-г доказал Яакову, что действительно все время пребывал с ним, как и обещал в словах: «И вот, Я с тобой…» Ведь во всем, что Яаков делал, мы постоянно видим руку Б-га. Значит, такое множество жен тоже было проявлением непосредственной воли Б-га, знаком того, что все события жизни Яакова управляются Б-гом и происходят непосредственно от Него.
Дело в том, что Б-г воплотил в Яакове образ мира. В мире устроено так, что вокруг Б-га располагаются четыре лагеря ангелов, духовных сущностей, составляющих четырех хайот (зверей) Б-жественной колесницы. Природный цикл тоже делится на четыре части, которые определяются сменой четырех времен года. Первичных стихий и природных сил тоже по четыре, и четыре насчитывается основных формы их соединения: неодушевленная природа, растительное царство, животное царство и люди, которые, в свою очередь, тоже разделились на четыре царства. Поэтому Б-г устроил так, чтобы и Яаков взял четырех жен, что символизирует основную структуру мира. И наши мудрецы говорят, что сыновья Яакова символизируют Б-жественную колесницу: от четырех жен произошло двенадцать «колен Б-га», по числу двенадцати созвездий. И, кроме того, они в будущем будут разделены на четыре лагеря, о чем Б-г уже сейчас сообщает Яакову словами: «И распространишься ты на запад и на восток, и на север, и на юг». Теперь всякий может понять, что и четыре жены Яакова, и его двенадцать сыновей, и четыре лагеря, на которые они разделились в пустыне — это не случайное стечение обстоятельств, а результат прямого указания воли Б-га, «в руках Которого — все причины».
Смысл этого благословения в том, что ангел признал свое поражение и победу Яакова. Именно в этом и состоит благословение, которое сражающиеся богатыри дают друг другу. Схватка кончается либо тем, что сильный борец бросает слабого на землю и тем самым побеждает его, либо тем, что слабый благословляет сильного, признавая тем самым свое поражение. В этом последнем случае нет необходимости продолжать борьбу, и стороны просто расходятся.
Именно так поступил тот муж, который боролся с Яаковом. Он осведомился о его имени, а затем сказал: «Не Яаков будет отныне твое имя…» Другими словами, он сказал ему: «В твоем имени больше не будет значения экев, хитрость, так как сейчас ты победил меня прямой и явной силой. Теперь твое имя будет Исраэль, “боровшийся и победивший ангела”, потому что ты действительно проявил огромные возможности и огромную силу, когда боролся со мной и получил надо мной власть: ты ведь смог удержать меня против моей воли!»
А почему в стихе сказано: «С ангелом и с людьми»? Потому что его противник относился и к ангелам — он ведь на самом деле был ангелом Б-га! — и к людям, поскольку выглядел как человек. То есть, эти слова призваны были сообщить Яакову, что его противник не был на самом деле только человеком, как представлялось взгляду, а относился к духовным сущностям.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы