Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Еврейские знакомства, Шидух, Меир Левин, Гостеприимство, Ривка, Рассказы
Одна история, приведенная в Талмуде, вызывает у меня особый интерес. Читая благословение на вино в субботний вечер, я часто её пересказываю.
В период Вавилонского галута жил мудрец рав Нахман. Он женился на дочке главы Галута, то есть главного еврея Вавилона. Однажды в субботу у них были гости. Рав Нахман выпил бокал вина и намеревался оставить немножко в стакане для супруги. Кто-то из гостей заметил: «Зачем это делать? Благословление на пропитание семьи приходит благодаря Торе, которую изучает хозяин».
Тут я смотрю по сторонам и добавляю: «Жена разозлилась на мужа, что он позвал таких гостей и сломала 400 бочек вина. Ломать — не строить, дело недолгое. Рав Нахман спокойно дал “выпустить пар” и затем миролюбиво сказал: “Хорошо, в следующий раз я обязательно оставлю тебе вино в бокале”.
Правильно ли она сделала?» — спрашиваю я гостей. Чем отвечающие девушки моложе, тем больше им нравится поступок жены рава Нахмана. Я выжидаю конца веселья и прибавляю: «Поэтому я всегда оставляю своей супруге вино в бокале и гостей приглашает только она».
Как-то я спросил у своего учителя: «А какие дети родились у рава Нахмана?» Тот сначала отнекивался, потом рассказал: «У них родилось несколько дочерей. Слава об их праведности звучала во всем еврейском народе. Ещё бы — они, готовя пищу на Шабат, переставляли голыми руками раскаленные кастрюли, не обжигаясь! Все они вышли замуж за мудрецов Торы. Однажды на город напали враги и сестер захватили в плен. Один из евреев решил узнать как ведут себя эти женщины в плену. Ему удалось подслушать разговор пленниц: “Там мужчины — здесь мужчины, какая в принципе разница? Мы со своей внешностью одинокими не останемся”. Освободитель понял, что своими талантами женщины были обязаны не праведности, а колдовству. А что было дальше, освободил он их или нет, я не знаю и знать не хочу».
Почему я вспомнил эту историю? Я сегодня раскрыл Тору на рассказе о том, как Авраам посылает своего помощника найти жену для сына Ицхака. Дело в том, что я занимаюсь воспитанием еврейских девушек и иногда их сватовством. Правда, в отличие от раба Авраама Элиэзера, я в основном «девочкин папа». То есть ищу жениха, а не невесту. Но кое-какой опыт у меня накопился.
Авраам требует от раба поехать на свою родину и привезти оттуда невесту Ицхаку. В чём дело? Почему надо посылать слугу за тридевять земель? Поближе нельзя поискать? В конце концов, идолопоклонники там и здесь! Да и у самого Элиэзера дочка красавица и умница.
Хочу разочаровать активистов организации «Лев ле ахим»: мне ни разу не приходилось слышать, чтобы миссионеры повлияли на одну из наших девочек. А вот мальчики многих девочек заставляли уходить из религии. Правда, нередко бывало и наоборот — девушки переубеждали своих светских кавалеров и всё кончалось религиозным браком. Авраам же послал Элиэзера на родину искать такую необычную девушку, на которую никто бы даже не осмелился посмотреть нехорошим взглядом.
Всевышний сотворил чудо и он за сутки покрывает расстояние многих дней пути. И вот второе чудо — он видит девушку, хозяйскую дочь, которая с подругами идёт за водой. Элиэзер замечает, что вода сама поднимается в колодце, желая наполнить её кувшин.
И Элиэзер проводит «экзамен». Он просит дать ему напиться. Как могла прореагировать хозяйская дочь? Чей-то раб просит её напоить себя, при этом здоровенный такой на вид мужчина, в одиночку победивший четырех царей. Вот тебе ведро и вперёд! У самого руки не отсохнут.
Но мало того, что Ривка поит Элиэзера, она ещё предлагает напоить его верблюдов. А каждый верблюд пьет невероятно много воды, — знаете, в запас на долгое пустынное путешествие. И вот тут случается самое интересное. Вода в колодце перестаёт подниматься и Ривка должна показать неизвестному мужчине свою скромность, трудолюбие и милосердие. Согласитесь, после такого «экзамена» дурные взгляды на невесту исключены, да?
Девушки постарше часто спрашивают меня — как вести себя во время встречи с женихом, с его родителями? И главное — как не упустить то, что тебе предназначено небесами? И я долго не знал, что им посоветовать. Теперь понял. Вести себя с каждым евреем, как Ривка с Элиэзером, — тогда своё не упустишь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы