Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Нам трудно в полной мере оценить тяжесть испытания, которое выпало на долю Йосефа. Любимый и талантливый сын, которого отец обучал премудростям Торы, почерпнутым в ешиве Шема и Эвера, в одно мгновение становится бесправным рабом в чужой и негостеприимной стране. Йосеф попадает в Египет, центр духовной нечистоты и разврата, не имея ни родственников, ни связей.

Беды и неприятности настигают юношу одна за другой. Жена Потифара пытается соблазнить 18-летнего Йосефа. Согласно мидрашу, она то угрожала отправить несговорчивого раба в тюрьму, то предлагала ему щедрую плату за грех. Но неуступчивый Йосеф выскальзывает из ее рук… чтобы в результате инцидента сменить одежду слуги на робу арестанта. Напрашивается один-единственный вопрос: почему Всевышний послал любимому сыну Яакова такое нелегкое испытание?

Посмотрим, что было потом. В планах Б-га было привести евреев в Египет. Эта страна была полна опасностей, как в физическом, так и в духовном смысле. Но евреи выдержали абсолютно все испытания, несмотря на рабство, угрозу ассимиляции и низкий моральный уровень окружающего населения. Известно, что всего лишь одна-единственная женщина, Шломит бат-Диври, вступила в отношения с египтянином. Откуда же у евреев взялись силы?

Произошедшее с Йосефом было подготовкой к переселению народа Израиля в Египет. Всевышний знал, что там евреям будет угрожать ассимиляция, как физическая, так и духовная. Следует учитывать также, что всё это происходило задолго до дарования Торы, законы которой помогают евреям жить обособленно, и единственной заповедью тогда была заповедь об обрезании.

Поэтому Творец подверг Йосефа целому ряду испытаний. Он их с честью выстоял и тем самым как бы «зарядил» еврейский народ энергией, позволившей выжить и выстоять в Египте. Отказ подчиниться жене Потифара позволил в будущем сохранить моральный облик народа Израиля.

Есть люди, которые считают, что для служения Б-гу требуются особенные условия: «Ах, — говорят они, — если б я был тем-то и тем то, тогда бы я мог исполнять заповеди и изучать Тору». Один еврей, который начал изучать Тору, уверен, что для необходимого продвижения и постижения он должен был родиться в религиозной семье. Другой, который начал соблюдать заповеди в 35 лет и столкнулся с яростным сопротивлением жены, разводит руками: «Ну что я могу поделать? Как в такой ситуации я могу служить Б-гу?..»

У основателя морально-этического движения «мусар» рабби Исраэля Салантера было три выдающихся ученика. Один из них, рабби Нафтали из Амстердама, как-то пожаловался своему учителю: «Если бы у меня была голова как у автора книги „Шаагат-арье“ р. Арье-Лейба Гинцбурга, сердце как у автора книги „Йесод ве-шореш а-авода“ р. Александра Зискинда, а душевные качества — как у р. Исраэля Салантера, тогда я бы смог достойно служить Б-гу». На что р. Исраэль ответил: «Реб Нафтали, с твоей головой, с твоим сердцем и с твоими душевными качествами ты тоже можешь достойно служить Творцу».

Мы ничего не знаем о планах Творца в отношении нас самих. Вполне возможно, что те испытания, которые Он нам посылает, призваны вывести нас на принципиально иной духовный уровень. Не стоит ссылаться на собственную биографию или недостаточно высокий интеллектуальный потенциал — Всевышний дал каждому из нас те силы, которые необходимы для служения Ему.

Надо помнить, что испытания, которые выпадают на долю каждого из нас, никоим образом не являются случайностью. С нашей стороны мы должны избегать испытаний и отдаляться от них. Но у Б-га есть свои планы. Мы не знаем, для чего мы родились и с какой целью пришли в этот мир. И если Творец ведет нас именно этим путем, это означает только одно: в этом и кроется наше предназначение.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…