Из цикла «Бесконечная цепь», темы: Мудрецы, Гилель, Алаха, Изучение Торы, Натан Лопез Кардозо, Споры, Шамай
Хотя Талмуд замечает, что споры возникают из-за снижения морального уровня и недостаточного усердия в учебе, мудрецы видели в них и положительную сторону:
Любой спор во имя Неба имеет смысл, а всякий спор не во имя Неба — бесплоден.
(Авот 5:20)
И то, и другое мнение — это слова живого Б-га. (Эрувин 136, Гитин 66)
Динамичность Торы допускает, что две, и даже более, точки зрения, противоречащие друг другу, могут быть одновременно верны. Хотя жизненная практика требует установления закона в соответствии с одним мнением, мы при этом констатируем, что верны разные точки зрения.
Религиозное законодательство рассматривает жизнь во всех ее аспектах, а жизнь полна противоречий, как и сами люди. Каждый человек относится к жизни по-своему. Только оказавшись в положении независимости и взаимной зависимости одновременно, человек может понять сложность жизни в целом. Поэтому алаха нуждается и даже поощряет различия во мнениях. В желании установить какой-то один путь решения проблемы проявляется наша человеческая слабость: нам нелегко понять, что два противоположных взгляда на вещи могут быть верны одновременно. Поскольку человеческая природа требует, чтобы что-то было либо верно, либо неверно, приняты специальные правила для установления законов. Но в мире истины могут быть верны обе теории, ибо первая может относиться к одной ситуации, а вторая — к другой.
Споры мудрецов и освещают разные «стороны одной монеты». Маараль пишет:
Некто может утверждать, что древесина содержит воду, и будет прав; кто-то другой может утверждать, что она содержит частицы воздуха, и это тоже верно. Так же и с правдой Торы. Нет ничего абсолютно нечистого, во всем присутствует и чистый элемент. Если кто-то объявляет предмет чистым и приводит доказательства, он всего лишь демонстрирует одну сторону реальности. А когда кто-то объявляет некий предмет нечистым, он имеет в виду другую сторону. И тот, кто объявляет его чистым, и тот, кто объявляет его нечистым, — оба они изучали Тору, но каждый из них видел предмет по-своему. Однако Всевышний создал этот предмет как единое целое, и Он обладает способностью создавать предмет таким образом, что его можно увидеть по-разному.
(Беэр Агола)
Таким образом, нет неверного мнения в Талмуде; каждое раскрывает одну грань истины: «Ибо различия и противоречия имеют своим предметом не разные области, а одну область, где противоречия невозможны…» (Аводат Акодеш)^.
Практический закон определяется той стороной явления, которая отражает наиболее важное в нем. Развивая тему, Маараль продолжает:
…Чтобы установить алаху, надо понимать, что один аспект важнее другого… хотя не следует пренебрегать и другими аспектами. Ибо тот, кто учитывает все аспекты, может воспринять вещь как целое… В реальности, в творении Всевышнего человек может выделить элемент, наиболее важный для какой-то определенной структуры, признавая при этом и наличие других элементов…
В своем движении к одной и той же цели — выявить слово Всевышнего — школы Шамая и Гилеля исходили из разных отправных точек. Талмуд (Эрувин 136) говорит, что их аргументы встали на свое место, когда голос свыше провозгласил, что обе стороны утверждают слова живого Б-га, но на практике надо следовать законам школы Гилеля. Отметим, голос свыше не устанавливал новый закон, он лишь подтверждал то, что уже было решено человеком^.
Школа Шамая в целом строга, тогда как школа Гилеля предпочитает мягкость, но обе они выражают атрибуты Всевышнего, которыми Тот создавал мир^. Такой подход позволяет понять, каким образом, столь противореча друг другу, обе они несут слово Вечноживого: они отражают разные стороны явлений. Но практический закон признает обязательной лишь одну точку зрения. Маараль пишет, что мнение школы Гилеля превалирует в законе потому, что мир больше зависит от доброты, чем от строгости. Р.Александр Шафран развивает эту мысль;
С позиции школы Гилеля, Тора была создана для человека, каков он сегодня — слабый от собственных грехов. По мнению каббалистов, надо ожидать, что в мессианскую эру — когда человек окончательно вернется к Всевышнему и обретет всю свою силу и свою первоначальную способность видения — алаха примет строгую форму школы Шамая, первичную концепцию Торы. Действительно, изначально Всевышний намеревался создать мир, используя строгий критерий суда. И только когда Он увидел, что мир так не выстоит. Он добавил критерий великодушия и милосердия. Мессианская эра увидит чудесную реставрацию первой эпохи, и человек спокойно вынесет суровость Небес, потому что признает в ней истинное милосердие, не сниженное более до простой жалости человеческой слабостью. (Каббала)
Выше мы говорили, что, согласно Каббале, в будущем законы Торы претерпят трансформацию и ее буквы составят новый текст. Здесь нет противоречия. Возможно, каббалисты видят мессианскую эру как процесс, состоящий из многих ступеней: сначала будет принято учение школы Шамая, а затем произойдет и трансформация текста.
Полярность идей, содержащихся в Талмуде, — свидетельство жизненности Торы, так же, как противоречивость естественного мира — основа его существования. Современная физика оперирует взаимодополняющими законами, такими, например, как волновая и корпускулярная теория света. С равным успехом мы можем рассматривать свет как явление, состоящее из волн, и как явление, состоящее из частиц, хотя эти термины и обозначают вещи противоположные. Таким же образом одновременно верны разные мнения в Талмуде. «Создавая постоянное напряжение, они обеспечивают равновесие Торы и Вселенной» (там же). Как сказано в Мишне». «Не кончатся разногласия, пока не придет Машиах (Эдуйот 8:6).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы