Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.»

Среди Десяти заповедей одна вызывает наибольшие трудности для тех, кто начинают соблюдать Тору, а именно последняя: «Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.» — Не желай! Раньше переводили более экспрессивным глаголом: не возжелай! ­чтобы подчеркнуть страстность природы самого чувства, которое заключается в жгучем, неодолимом стремлении получить вещь, принадлежащую другому. На иврите — ло тахмод, точный перевод — не увлекайся, не влачись за этим (слово того же корня, что и хамуд, привлекательный, приятный видом).

Но как можно приказать сердцу? Разве оно в нашей власти? И еще одна трудность: другие девять заповедей предполагают некоторое действие или запрет на действие: «не делай себе идола», «почитай своих отца и мать», «не кради»; а здесь — от какого действия нам приказано отклониться? От мысли? Но мысль — не действие, не поступок! И если даже приравнять ее к поступку, разве можно ее контролировать? Недаром говорят: свободный как мысль, полет мысли, сердцу не прикажешь.

Автор комментария «Эвен Эзра» поясняет: если человек поставит себе за правило всегда и везде правильно относиться к чужому владению (в оригинале написано «установит в своем сердце»), то ему никогда не придет в голову страстно чего-то хотеть. Когда мне известно, что определенная вещь вне досягаемости моих рук, я не могу ее «возжелать». В этом и заключается средство от нарушения заповеди: прежде чем в моем сердце загорится огонь желания получить, скажем, дом моего соседа, я заранее знаю, что мне этим домом ни при каких обстоятельствах не обладать, даже если у меня вполне хватает средств этот дом у своего соседа купить. Подобно тому как сын крестьянина никогда не будет мечтать о свадьбе с царской дочкой, так и я представляю, что чужая вещь, которая может оказаться предметом моей страсти, никогда не станет моей. Это то, что называется самовнушением.

Автор другой книги, «Бейт Алеви», приводит пример того же рода. Чтобы человек не попал в рабскую зависимость от своего влечения к чужому имуществу, надо на пути этого влечения поставить надежный заслон — страх. Предположим, человека пожирает неодолимый огонь желания обладать чужой вещью. Огонь надо срочно потушить. Для этого нужна вода. Ближайшая вода — в реке, но река скована льдом. Человек бежит к полынье и вдруг чувствует, что его ноги скользят по льду. Сейчас он упадет — и переломает себе кости. Нет сомнения, что при подобном самовнушении любой пожар в душе затихает. Страх одолевает огонь страсти.

Так создан человек: даже «придуманный» страх очищает душу от запретной жажды обладания. Что тогда говорить с страхе настоящем! Если Тора приказывает нам: «не возжелай» — значит, средство преодолеть это пагубное чувство у человека есть. И действительно, кто боится нарушить Тору и совершить постыдное действие (или помыслить постыдные мысли), тот выйдет победителем в вечной войне человека против своих врагов ­страстей и неконтролируемых желаний. Надо знать, что нет на этой войне ни перемирия, ни мирных переговоров, ни компромиссов. Или страсти делают нас своими рабами, или мы властвуем над ними. Все, что диктует нам необузданное сердце, превращает нас из свободных людей в невольников. И единственное наше оружие — страх превратиться в безвольное существо.

«Не ходите за своим сердцем» — призывает нас Тора. Эти слова, включенные в молитву «Шма», мы читаем по нескольку раз в день. Контролируйте свое сердце. Не давайте ему «возжелать».

Мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Мишлей 16:6): «Страхом перед Всевышним уклоняется (человек) от зла»

Теперь два слова о практической стороне вопроса. Еврейский закон звучит так (приводим его исключительно в качестве иллюстрации): человек, увидевший красивую картину, утварь, этрог или лулав (для исполнения заповеди, заметьте!), симпатичную квартиру и пр. и решивший приобрести понравившийся ему предмет, но видящий, что хозяин предмета не склонен продавать его ему, и только если «надавить» на хозяина, тогда есть вероятность, что тот уступит и продаст, — такой человек, обдумывающий планы, как устроить подобную сделку, нарушает заповедь «не желай дома своего ближнего». Даже если он собирается заплатить полную стоимость. Дальше если в результате переговоров ему не удастся склонить хозяина к продаже!

У закона есть много частных случаев. Например, запрещено

уважаемому лицу пытаться купить у другого человека вещь, если известно, что тот продаст ее исключительно из нежелания обидеть уважаемое лицо или из-за боязни осрамиться в глазах общества. Ни при каких обстоятельствах не покупайте то, что продается вам по единственной причине — чтобы вас не обидеть. Даже у друзей или родственников.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…