Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня сформировалось отвращение к одному человеку на работе, не могу его простить...

Темы: Обида, Прощение, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Шалом! Я нахожусь в коллективе, в котором есть один человек (соблюдающий еврей) с очень тяжелым характером (по мнению многих соблюдающих евреев). Он работает средним звеном руководства, очень требовательный к себе и, соответственно, к окружающим. После долгого периода недопонимания и определенного его поведения по отношению ко мне у меня сформировалось просто отвращение к нему.

При всем том, что я понимаю, что это плохо, понимаю, что у каждого своё прошлое и, может, у него какие-то душевные раны или т. п. Я не могу, хотя очень-очень пытаюсь, ни простить, ни отпустить это чувство обиды и отвращения. Я тоже по отношению к нему был много раз неправ, но подходить и просить прощения выше моих сил.

Можно ли вообще просить прощения и быть прощенным, если сам не прощаешь? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваши чувства вполне понятны. Мудрецы говорят (Пиркей Авот 2:4): «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте». Поэтому в Вашей ситуации никто не может за Вас решить, что непременно следует просить прощение или прощать.

Можно только упомянуть стих «Как [в] воде лицо к лицу, так сердце человека к человеку» (Мишлей 27:19). Это значит, что человеческие чувства обычно взаимны. Если Вы не любите человека и показываете ему это, то и он будет к Вам так относиться. Но если Вы покажете, что искренне пытаетесь его понять, и признаете свою неправоту в тех случаях, где, как Вы сказали, были действительно неправы, то, может быть, у него тоже проснутся какие-то «встречные» позитивные чувства? Гарантий, конечно, никаких нет, но кто знает.

И, если он по отношению к Вам проявит какой-то позитив, может быть, и Вы будете готовы посмотреть на него так, как раньше не могли? Что, если Вы не просто обменяетесь машинальными, формальными просьбами о прощении, а попытаетесь объясниться? Попробуете донести до него, почему его действия обижают Вас, и/или попытаетесь выяснить, почему он так себя ведет, что он чувствует, что случилось у него в жизни?

Быть может, тогда Вам откроются новые факты о нем и о том, что случилось, и Вы посмотрите на все это новым взглядом, и, соответственно, почувствуете бОльшую готовность его простить?

Ведь Вы совершенно верно говорите, что проблемы в отношениях часто вызываются недопониманием. В самом деле, большинство ссор между людьми, а также и конфликтов между разными обществами и странами, при рассмотрении оказываются результатом недопонимания. В любом конфликте каждая сторона уверена в своей правоте, потому что «я же знаю, что я хороший и не желаю никому зла. А вот ОН, тот, кто мне противостоит, должно быть, глупец или злодей, у него какие-то проблемы, комплексы или нехорошие мотивы — иначе бы был со мной, а не против меня». Но на самом деле никто не хочет быть плохим, просто люди смотрят на вещи по-разному, и невинные действия одного человека воспринимаются другим как «зло» или выпад «против него».

Кроме того, как Вы правильно сказали, обычно характер человека, в том числе и проблематичный, — это результат того, что произошло с ним в жизни. Как невозможно понять современную политику, не зная истории (хотя люди сплошь и рядом ее не знают, и потому конфликтуют), так и характер и поведение человека нельзя понять, не зная его биографии: что с ним случилось, как это на него подействовало, какие выводы он из этого сделал. В большинстве случаев понять человека можно.

Простить — другое дело. Гитлера, например, тоже можно понять, ради этого историками написана гора исследований, но простить нельзя. Но мы тут все-таки не о Гитлере, а о собрате-еврее. Так что, если попытаться выяснить, что с ним в жизни произошло и лучше его понять, то, может быть, и простить станет легче?

Но, может быть, и нет — как было сказано, могу лишь предложить Вам идею.

Можно ли просить прощения, когда сами простить не собираетесь? В принципе — почему бы нет, ведь, так или иначе, если Вы были в чем-то неправы, Вам это прощение нужно. Утверждение Мишны (Йома 8:7) «Йом-Кипур не искупает [то есть, Б-г не прощает], пока не простит ближний» верно во всех случаях, даже когда у ближнего тяжелый характер и нам его простить трудно.

Так что в любом случае в Ваших интересах попытаться попросить прощения, и, как сказано, лучше сделать это не с помощью сухой формальной просьбы, а искренне попытавшись поговорить «по душам» и объясниться.

Но это, конечно, очень трудно. И я не знаю, как сам бы поступил в Вашей ситуации. Так что решить можете только Вы.

Успехов Вам в отношениях со всеми окружающими Вас людьми.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.