Темы: Песах, Чудеса, Маца, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Очень благодарен всем, кто участвует в ответах на вопросы, порой, может, и глуповатые, но для меня очень важны ваши ответы (советы). Пусть благословит вас Г-сподь.
Вот вопрос: маца должна быть готова за 18 минут, но ведь народ, вышедший из Египта, вынес тесто и из него сделала мацу. По времени это больше восемнадцати минут. «34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исх.12:34; 39).
Здравствуйте!
Вы задаете очень верный вопрос. Комментатор, который рассматривает его, — Ор а-Хаим а-Кадош. Он объясняет: хотя с момента замешивания до выпечки тесто уже должно было бы закваситься и стать «хамцом» (ведь путь от Рамсеса до Суккота занимает более восемнадцати минут), этого не произошло, т. к. евреи все время его месили. А все время, пока тесто месят, — оно не заквашивается.
Это объяснение помогает Ор а-Хаим ответить еще на один вопрос, который задают комментаторы: почему евреи несли тесто на себе, а не везли на телегах или на ослах, как сказано (Шмот 12:39): «И нес народ свое тесто до того, как оно заквасилось… на своих плечах». По Ор а-Хаиму это можно объяснить так: они не могли положить тесто в телеги, поскольку там оно бы заквасилось, поэтому несли его на себе, чтобы можно было месить по дороге.
Но Рамбан (комментарий к стиху 12:39) отвечает на этот вопрос немного иначе. Согласно Рамбану, исход был столь стремительным, что с момента замешивания теста до выпечки мацы не успело пройти и восемнадцати минут. То есть, евреи замесили тесто еще в Египте, а меньше чем через восемнадцать минут пекли его уже за пределами Египта.
При этом Рамбан допускает, что его могли печь уже в Суккоте, хотя расстояние между Рамсесом и Суккотом составляет примерно 120 километров (см. Раши к стиху 37). Другими словами, такое скорое прибытие в Суккот, что даже тесто не успело закваситься, было еще одним открытым чудом в череде чудес, сопровождавших евреев при исходе из Египта.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Хаим Суницкий
Рав Мендель Агранович
Всевышний не сможет сказать злодею: «Отчего ты совершил своё злодеяние? Я же тебя не упоминал конкретно!» Ведь тогда злодей сможет Ему возразить: «Ведь на тех, кто не служил идолам, не распространяется Твоё постановление! И через кого же тогда оно осуществится?»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.