Темы: Чудо, Еврейская молитва, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли просить Бога о чуде? Возник вопрос: в те времена, когда я посещал ешиву, нам сказали, что нельзя молиться о дожде после Песаха и до Рош а-Шана потому, что запрещено просить Бога о чуде. Сейчас я попытался найти, где это, что нельзя молить Бога о чуде. Помогите разобраться. Заранее благодарен.
Шалом!
Можно ли просить Б-га о чуде?
Мудрецы говорят нам (Мишна Брахот, 9 гл.), что существует понятие «напрасная молитва». Например, если женщина беременна, а муж молится о том, чтобы она родила мальчика, — это напрасная молитва, ведь если пол ребенка уже определился, его нельзя изменить.
И все же подобные случаи в истории бывали. В трактате Брахот (61а) сказано, что Лея, жена Яакова, должна была родить ему седьмого сына. Но она знала, что у Яакова должно быть двенадцать сыновей. Шестерых родила она, две служанки, Била и Зилпа, родили по два сына, и, если у нее родится мальчик, на долю ее сестры Рахели придется только один ребенок! Всевышний услышал просьбу Леи — случилось чудо и пол ребенка был изменен. Так у Яакова родилась дочь, которую назвали Дина.
Мудрецы объясняют, что здесь произошло чудо, а чудеса не в счет, и это значит, что нам с Вами нельзя просить Б-га о том, что может произойти только с помощью чуда. Пишу «нам с Вами» потому, что таким праведникам, как наша праматерь Лея или раби Ханина бен-Доса (Таанит 25а), и другим, тем, для которых чудеса — дело обыденное, это не запрещается. Здесь уместно вспомнить слова из Пиркей Авот (2, 4): «Исполняй Его волю, как свою, чтобы и Он исполнил твою волю, как Свою». Для того, кто способен подчинить свою природу воле Творца, Творец готов изменить природу этого мира.
Добавлю только, что запрет относится только к просьбам о явном чуде. Но можно просить о том, что не является прямым нарушением законов природы. Кроме того, запрещено просить о чуде для себя лично, но о чуде для всего еврейского народа просить не запрещается. (Шаарей Тшува, в конце п. 187). Ведь Всевышний обещал показать нам чудеса еще большие, чем при выходе из Египта! Поэтому, скорее всего, после Песаха нельзя молиться о дожде по другой причине: поскольку дожди летом — это проклятие, а не благословение (см. Таанит 3а).
С уважением, Арье Гальчук
Читайте также: обзор по теме Чудо и чудеса
Рав Нафтали Панаровский
Неизвестный автор
Автор на сайте Toldot.ru. Часто отвечает на вопросы посетителей сайта.
Рав Арье Гальчук
Какую заповедь выполнил Каин?
Рав Арье Гальчук
Как пробудить Б-жественное милосердие к изгнанникам?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.