Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли просить Б-га о чуде?

Темы: Чудо, Еврейская молитва, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Шалом! Можно ли просить Бога о чуде? Возник вопрос: в те времена, когда я посещал ешиву, нам сказали, что нельзя молиться о дожде после Песаха и до Рош а-Шана потому, что запрещено просить Бога о чуде. Сейчас я попытался найти, где это, что нельзя молить Бога о чуде. Помогите разобраться. Заранее благодарен.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Можно ли просить Б-га о чуде?

Мудрецы говорят нам (Мишна Брахот, 9 гл.), что существует понятие «напрасная молитва». Например, если женщина беременна, а муж молится о том, чтобы она родила мальчика, это напрасная молитва, ведь если пол ребенка уже определился, его нельзя изменить.

И все же подобные случаи в истории бывали. В трактате Брахот (61а) сказано, что Лея, жена Яакова, должна была родить ему седьмого сына. Но она знала, что у Яакова должно быть двенадцать сыновей. Шестерых родила она, две служанки, Била и Зилпа, родили по два сына, и, если у нее родится мальчик, на долю ее сестры Рахели придется только один ребенок! Всевышний услышал просьбу Леи случилось чудо и пол ребенка был изменен. Так у Яакова родилась дочь, которую назвали Дина.

Мудрецы объясняют, что здесь произошло чудо, а чудеса не в счет, и это значит, что нам с Вами нельзя просить Б-га о том, что может произойти только с помощью чуда. Пишу «нам с Вами» потому, что таким праведникам, как наша праматерь Лея или раби Ханина бен-Доса (Таанит 25а), и другим, тем, для которых чудеса дело обыденное, это не запрещается. Здесь уместно вспомнить слова из Пиркей Авот (2, 4): «Исполняй Его волю, как свою, чтобы и Он исполнил твою волю, как Свою». Для того, кто способен подчинить свою природу воле Творца, Творец готов изменить природу этого мира.

Добавлю только, что запрет относится только к просьбам о явном чуде. Но можно просить о том, что не является прямым нарушением законов природы. Кроме того, запрещено просить о чуде для себя лично, но о чуде для всего еврейского народа просить не запрещается. (Шаарей Тшува, в конце п. 187). Ведь Всевышний обещал показать нам чудеса еще большие, чем при выходе из Египта! Поэтому, скорее всего, после Песаха нельзя молиться о дожде по другой причине: поскольку дожди летом это проклятие, а не благословение (см. Таанит 3а).

С уважением, Арье Гальчук

Читайте также: обзор по теме Чудо и чудеса

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.