Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?

Темы: Шем, Ноах, Пещера Махпела, Эдом, Эйсав, Эсав, Рим, Рав Менахем Эпель, Санхерив

Отложить Отложено

Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?

С самого начала оговорюсь, что ответ базируется только на тех немногочисленных источниках, которые я нашел, поэтому вполне возможно, что на этот счет есть и другие мнения.

Известный каббалист раби Моше-Давид Вали (1697-1776, Италия) пишет в нескольких местах, что сыновья Ноаха (Ноя) разделили между собой мир. А именно: Шем взял Азию, Хам — Африку, а Йефет — Европу. И хотя Виленский Гаон в начале своего комментария к книге Диврей а-Йамим пишет иначе: что Шем взял Африку, а Хам — Азию, в отношении Йефета его мнение совпадает с мнением раби Вали. Потомками Йефета, в частности, являются греки. Таким образом, получается, что западную цивилизацию основали потомки Йефета — греки.

Но, с другой стороны, известно, что центр западной цивилизации — Рим — это Эдом, а Эдом, то есть Эйсав, является потомком Шема. Виленский Гаон в том же комментарии приводит этот вопрос и отвечает на него. Он пишет, что Санхерив поселил потомков Эдома в Риме. (Примерно за сто лет до разрушения Первого Храма ассирийский царь Санхерив «перемешал весь мир». Он переселял жителей одних стран на территории других, иногда полностью, иногда частично. Так что народы перемешались и ассимилировались). Таким образом, можно сказать, что «отцами-основателями» западной цивилизации являются как потомки Йефета, так и эдомитяне.

К этому можно еще добавить, что Рамбан в комментарии к Торе (раздел Вайехи, Берешит 49:31) на основании исторических книг пишет: когда Йосеф шел из Египта в Хеврон хоронить Яакова, похоронную процессию встретил Цафо, сын Элифаза, сына Эйсава, и вступил с ними в бой, оспаривая право на место в пещере Махпела. Йосеф, предвидя это, взял с собой вооруженную охрану, которой удалось одолеть нападавших. При этом Цафо и его приближенные были взяты в плен и приведены в Египет. Там он находился в заключении все дни жизни Йосефа. После смерти Йосефа Цафо бежал и стал правителем Рима, а впоследствии и всей Италии. Отсюда следует, что Эдом появился в Риме намного раньше, чем об этом «позаботился» Санхерив.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Недельная глава Хаей Сара

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Хаей Сара

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Недельная глава Ноах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Глава Ноах

А разве есть для евреев проблема отмечать Рождество?

Рав Яков Шуб

Что вообще отмечается 25 декабря?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.