Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

А что случится, если наука докажет существование Б-га?

Темы: Испытание, Свобода выбора, Идолопоклонство, Колдовство, Связь с Творцом, Сокрытие, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте. Творец скрыт, и Его никто не видит, и никто на самом деле не знает, есть Он или нет. А что случится, если наука докажет существование Бога? Хорошо будет это или плохо? Ведь Творец скрывается, может быть, Он это делает не просто так? Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Вы задаете хороший вопрос. Что случится, если наука докажет существование Б-га?

Что еще откроет и докажет наука, предсказать нелегко. Тем не менее, трудно поверить, что в том мире, в котором мы живем сейчас, науке удастся в буквальном смысле «открыть» Б-га. Ибо Он — не физическое существо и Его невозможно «засечь» и измерить теми способами и инструментами, которыми орудует известная нам наука. Можно открыть многие КОСВЕННЫЕ свидетельства Его существования, например, поразительные явления природы, чудесным образом устроенные органы тела, природные системы, человеческие сообщества, существование которых трудно объяснить, не прибегая к «идее Б-га».

Но напрямую Его постичь невозможно. Можно только почувствовать непосредственно Его присутствие — когда Он Сам открывается. Как уже открылся на Синае, когда говорил с евреями напрямую. До конца постичь Его они все равно не могли, но у них не оставалось сомнений, что с ними говорил Он.

А в наши дни Б-г даже таким образом не открывается. И Вы абсолютно правильно ставите вопрос: а хорошо было бы, если бы Его можно было открыть, вычислить? Может быть, Он не просто так скрывается?

Действительно, не просто так.

Вообразим на минуту мир, в котором существование Б-га доказано, неопровержимо и очевидно. Это чудесный мир, в котором истина очевидна и нет места для лжи или сомнений, так?

Так-то так. Да только каково было бы жить в таком мире нам — таким, какие мы есть сейчас?

Как работнику, которому всесильный начальник дал задание — а затем, вместо того, чтобы удалиться и предоставить его самому себе, стоит у него над душой. В теории, какая разница, где начальник: у тебя есть задание? — ну, и работай. Но на практике так работать очень трудно. Постоянное присутствие начальника создает ощущение, что ты должен работать непрерывно и идеально, как машина. Что не можешь ни передохнуть, ни переброситься с кем-нибудь шуткой. Что любой перерыв в работе может вызвать недоуменную и гневную реакцию начальника: ты чего остановился, я же тебе дал задание?!

В такой ситуации у человека начисто пропадет чувство, что он выполняет работу потому, что ХОЧЕТ ее выполнять, потому что он ЛЮБИТ работать и радовать начальника. Он будет чувствовать только, что он ДОЛЖЕН выполнять эту работу. Что он раб.

Что у него нет свободы выбора.

А так человек жить не может — и не должен.

Конечно, ему необходимо понимать, что он обязан выполнять работу, что он несет за нее ответственность. Но в то же время ему необходим некоторый простор и свобода действия. Необходимо чувствовать, что сам может решать, что, когда и как ему делать.

Чтобы у него было это чувство, начальник должен удалиться и предоставить работника самому себе. Положиться на него, что сделает работу, доверить ее ему. Чувство, что ему доверяют и считают способным, кстати, тоже скорее поможет работнику, воодушевит его.

А если работник дурной, то пусть лучше у него будет ощущение безнаказанности, которое позволит ему на практике отлынивать от работы или заниматься нецелевым использованием инструментов — чтобы в то же время было очевидно, что хороший работник воздерживается от подобного поведения не вынужденно, а по собственному выбору. Что работает хорошо не из-под палки и не под дулом пистолета, а потому, что любит работу и начальника, понимает, что своим делом совершенствует мир, и желает этого.

Поэтому наш Начальник и скрывается. Парадоксальным образом, так действительно лучше.

А на более ранних этапах нашей истории, когда Его присутствие было более очевидным, существовали другие способы обеспечения свободы выбора. Например, нечистые силы магии и колдовства, которые Тора (Дварим 18) запрещает нам использовать, даже если мы видим действия колдунов у других народов. Эти силы создают впечатление, что они действуют «вопреки» Небесам. Или соблазн идолопоклонства, который, судя по текстам Танаха, был в ту эпоху чрезвычайно силен. Начальник здесь — но, может быть, вовсе не за Ним надо следовать, а за какими-то другими силами? Или связываться с Ним не напрямую, а через каких-то могущественных посредников — как подумали евреи уже через сорок дней после того, как Б-г открылся им на горе Синай? Подобные иллюзии — иного рода испытание, которому подвергались люди той эпохи и которого нам просто не понять.

Зато нынешние испытания, которые выпали именно на нашу долю, мы вполне понимаем, потому что для них и были созданы. Начальника не видно, и у нас полная свобода выбора: забыть о Нем или служить Ему из любви. А когда Он, в конечном счете, откроется, то и жизнь в очередной раз станет другой, и мы станем другими, и будут у того времени свои прелести. А пока что прелесть жизни именно в том, чтобы использовать возможности, предоставленные нам сейчас, т. к. только сейчас они и предоставлены.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.