Темы: Шмита, Рабство, Еврейский закон, Йовель, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо?
Спасибо за вопрос!
Разумеется, в наше время рабство запрещено и не практикуется, однако, давайте рассмотрим его основные принципы, описанные в Торе, которые несут немаловажные уроки и для нас с вами.
Есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо?
Феномен «абсолютного» раба впервые возникает после Потопа. Когда Ноах проклял своего сына Хама, проклятие реализовалось на сыне Хама, Кнаане, как сказано: «…проклят Кнаан: раб рабов будет он у братьев своих» (Берешит 9:25).
Талмуд говорит (Кидушин 68а), что «кнаанейский раб подобен ослу». То есть, поскольку у него нет «самоопределения», поскольку он является собственностью хозяина, то ничем не отличается от осла. К другим народам мира это не относится. Однако если человек из другого народа попадет в рабство, то и он будет зваться «кнаанейским рабом», хотя не является кнаанейцем.
Это было нововведением, чем-то не совсем естественным. Ведь человек по своей природе всегда стремится к свободе. Ему даны полномочия владеть и управлять другими животными. А что произошло с человеком, который стал рабом? Теперь им владеют и ему приказывают, что делать. Поэтому абсолютный раб и уподобляется ослу, а не человеку. Ведь от него требуется только одно — тяжелый труд, как от животного.
О еврейском рабе впервые упоминается в главе Мишпатим. Там сказано: «Если купишь раба Иври, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю даром» (Шмот 21:2). Рабейну Бахье объясняет: не просто так еврейский раб называется рабом Иври, а не рабом Исраэли. Почему? Первым из нашего народа в рабство был продан Йосеф. И о нем сказано: «А там был с нами юный Иври, раб начальника телохранителей» (Берешит 41:12). И впредь весь период, когда евреи были рабами, египтяне продолжали называть их иври.
Но после дарования Торы статус всех евреев повысился. Теперь каждый еврей стал способен принять на себя выполнение заповедей — «ярмо Небес». И отныне он не может опуститься ниже этого уровня. Его уровень всегда будет уровнем «Адама — свободного человек», но не раба. И даже — если он будет продан в рабство. Ведь на горе Синай было сказано: «Ибо Мне сыны Израилевы рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикра 25:55). С того самого момента тела евреев принадлежат Всевышнему. И не могут больше принадлежать никому другому. И, если еврей готов стать еще чьим-то рабом, его невозможно назвать «исраэли». Когда свободный еврей добровольно соглашается стать чьим-то рабом, он словно возвращается в египетское изгнание. И такого человека подобает звать не «раб Исраэли», а именно «раб Иври».
Пишут авторы Тосафот в трактате Кидушин (22 б), что гиматрия — числовое значение слова מרצע (шило) — 400. Это намекает на четыреста лет египетского изгнания, после которого Всевышний вывел евреев на свободу. А этот еврей, сейчас, после выхода из Египта и дарования Торы, хочет найти себе другого хозяина. Поэтому его ухо будет проколото шилом.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Яков Шуб
Ведь многие народы так и не смогли…
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Неизвестный автор,
из цикла «Законы седьмого года»
Сколько названий у шмиты?
Рав Нахум Шатхин
Когда надо разрушить ограду?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.