Темы: Еврей, Египет, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений
Дорогой Евгений!
На Ваш вопрос отвечает Рамбан в своем комментарии к Торе (кстати сейчас есть и на русском языке).
Евреи называются «иврим» потому, что так Тора называет их родоначальника Авраама в главе Лех Леха (14:13). Простое значение этого слова — «пришедший с той стороны, с того берега» («берег» или «сторона» на святом языке — «эвер»). И Авраам был назван так потому, что пришел в Землю Израиля из Междуречья, то есть с другого (по отношению к Эрец-Исраэль) берега реки Евфрат. Переселенцев часто называют именем местности, откуда они родом, например, Петербуржский, Варшавский и т.д. То есть Авраам — это было имя, а Иври — фамилия. По мнению Сфорно эта фамилия была образована от имени предка Авраама — Эвера, великого праведника, поскольку Авраам был достоин носить его имя. Таковы многие фамилии, образованные от имени главы семьи, например, Абрамович, Ицхаков и т.д. По мнению мудрецов, этноним «евреи», «иврим» упоминается в Торе, открывающей сущность вещей, чтобы указать нам на особую черту, свойственную Аврааму и нам — его потомкам: «Весь мир по одну сторону, а Авраам — по другую». Стойкость, умение не поддаваться чуждым влияниям, а упорно придерживаться истины — то качество, которое, в идеале, присуще евреям. И именно это качество сделало Авраама «князем Б-жьим» среди кнаанейцев.
Страна, земля «иврим» согласно объяснению Рамбана — это или долина Хеврона, где проживали потомки Авраама, или вся Страна, названная так по имени евреев, живших в ней. Они были малочисленны, но слава этой семьи, провозглашавшей Единство Б-га и отрицавшей идолопоклонство, вышла далеко за ее пределы (что не изменилось и сегодня, когда за делами евреев пристально следят даже далекие страны, казалось бы, совершенно не связанные с ними). К этому можно, наверное, добавить и то, что у них было, по всей видимости, много сподвижников и почитателей и среди местного населения, не говоря уже о многочисленных домочадцах (рабах и рабынях).
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ефим Свирский
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Чем евреи отличаются от других национальностей.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Яков Гельфман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.