Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?

Темы: Иштадлут, Шмуэль, Ицхак, Пророки, Опасность, Спасение жизни, Рав Овадья Климовский, Ривка

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос. Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если перед этим Б-г ему сказал: «Я буду с тобой, и благословлю Я тебя»? Почему он не понадеялся на Б-га? Заранее спасибо за ответ. Моше

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Моше!

Тора учит, что человек должен принимать меры к сохранению жизни и здоровья. В книге Шмуэля рассказывается, как Всевышний отправляет пророка Шмуэля помазать на царство Давида. Казалось бы, если Сам Творец поручил ему идти в семью Ишая, ничто не должно угрожать его безопасности. Тем не менее, пророк опасался мести царя Шауля. И мало того: вместо того, чтобы сказать: «Не волнуйся, Я с тобой», Сам Всевышний учит его, как уберечься от возможного гнева царя: «(2) И сказал Шмуэль: как я пойду? Ведь услышит Шауль и убьет меня. И сказал Г-сподь: телицу возьмешь ты с собою и скажешь: “Пришел я принести жертву Г-споду”. (3) И пригласишь Ишая к жертве; а Я дам знать тебе, что тебе делать; и ты помажешь Мне того, о ком Я скажу тебе» (Шмуэль I, 16).

С другой стороны, Вы правы: мудрецы учат нас полагаться на Б-га, в особенности в случае, когда мы направляемся выполнять заповедь. Талмуд говорит: «Те, кто идут выполнять заповедь, находятся вне опасности» (Псахим 8 б). Есть ли здесь противоречие? Нет, мудрецы (там же) объясняют, комментируя приведенное высказывание: «Там, где повышенная опасность, закон иной». То есть, хотя в обычных условиях, отправляясь выполнять заповедь, человек не должен бояться, что это приведет к неприятностям, если существует повышенная опасность, ему следует учитывать это и принимать меры для защиты. Разумеется, ревность и подозрительность царя (Шауль был великим праведником, и не его вина, что он был так настроен против Давида) создает ситуацию повышенной опасности.

Соответственно, и Ицхак, попав в страну, где за внешними приличиями и законопослушностью скрывались многочисленные пороки (о чем, по словам наших учителей, свидетельствует тот вопрос, которым встретили приезжего: не «Устал ли ты с дороги?», не «Есть ли у тебя где остановиться и что поесть?», а «Это твоя жена?»), должен был опасаться за свою жизнь.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.