Темы: Испытание, Провидение, Смысл жизни, Свобода выбора, Молитва, Вера, Рав Меир Мучник, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен? Моя жена сдавала на права и с молитвой и усердием прекрасно справилась с теоретической частью экзамена. Здесь вера сработала. Но в практической части экзамена Б-га и веры хватило только благословить жену, машину, дорожные ситуации, но вот экзаменатора Творец не потянул!.. Можно ли называть Б-гом того, кто не справился с каким-то молодым парнем-экзаменатором, или что-то я делал не так? Молился весь экзамен, уповал на обетования, например, на завет с Авраамом, на благословение народа и т.д. Б-г и раньше справлялся только с теми обстоятельствами в моей жизни, где на пути не вставал другой человек, у которого был выбор. Например, судья в суде или, вот как сейчас, экзаменатор… Жена проехала безупречно! Но он сказал, что слишком осторожно, и не принял. И.
Здравствуйте, И.!
Представьте себе, моя жена тоже первые два раза проваливала экзамен по вождению, но никому из нас и в голову не пришла мысль, что это Б-г что-то «недоделал». Хотя мы, конечно, тоже Ему молились, и да, экзаменаторы известны своей вредностью. А уж думать, что Всесильный Б-г «не потянул» экзаменатора, «не справился» с ним или с какими-то обстоятельствами в жизни, «можно ли называть такого Б-гом» — надеюсь, Вы это не серьезно.
Понимаете, Б-г — это не какой-то Дед Мороз, который раздает всем деткам подарки, или джинн, который исполняет все наши желания. «По щучь… э-э-э… Б-жьему велению, по моему хотению!» И не автомат, в который опустишь нужное количество молитв и благословений и — оп-па — выскакивают водительские права!
Б-г — наш Отец.
В чем роль отца? Накачать мускулы, а затем бегать повсюду вместе с сынулькой и нокаутировать любого, кто встанет у того на пути? Приходить в школу или в суд и «справляться» с экзаменаторами и судьями? Если Вы и впрямь увидите такого папашу, то что о нем подумаете? И можете себе представить, во что вырастет его ребенок?
Нет, суть наших отношений с Б-гом, нашего с Ним завета (союза) вовсе не в том, что Он, не дай Б-г, — приставленный к нам старик Хоттабыч, исполняющий любые наши желания. Ведь так мы навсегда остались бы детьми, да еще и жутко избалованными.
А роль настоящего отца — вырастить из ребенка взрослого человека. А это значит — самостоятельного и готового к реальной жизни. В которой надо трудиться и уметь преодолевать различные трудности. Как, например, отец учит ребенка ходить? Сначала поддерживает полностью, потом отпускает и дает шагать самостоятельно, но все еще подстраховывает. Затем и вовсе оставляет, только продолжает наблюдать и, если ребенок упадет, помогает подняться. А потом и подниматься не помогает, ребенок должен сам научиться. А если отец будет бесконечно носить ребенка на руках, тот так и останется на нем висеть и ничего в жизни не достигнет. И так на каждом этапе — поддержка родителей становится все менее прямой, т.к. ребенок должен научиться жить самостоятельно и идти своим путем.
Вот и Б-г нас так «растит». Так объясняет Нецив в комментарии к главе Хукат (Бемидбар 20:5) процесс перехода от сверхъестественной жизни в пустыне к сравнительно более естественной в Земле Израиля. Одни блага, описанные в той главе, евреи еще получали чудесным образом от Б-га. Но других добивались уже «сами», естественным путем. И не всегда с первого раза, ибо в реальной жизни возможны и неудачи, не все идет как по маслу.
В отношениях с Б-гом мы никогда не станем совершенно «взрослыми» и не сможем полностью обходиться без Него. В жизни все очень непросто, легко ошибиться или пасть жертвой мощных сил. Поэтому нам постоянно приходится задумываться, а также молиться Б-гу о помощи в преодолении трудностей и в выборе пути. А Он, в Свою очередь, по-прежнему «подстраховывает» нас, поддерживает и ведет по жизни. Но теперь не очевидным образом, «нося на руках», а скрытно и выборочно. Направляет нас на нужный путь, но дает самим делать шаги — и ошибаться, обретая в этом процессе необходимый и ценный опыт. Ведь в жизни часто учатся именно на ошибках. Если бы все было гладко, не было бы ни опыта, ни мудрости.
Конечно, Б-г хочет нас облагодетельствовать. Но истинное, высшее благо возможно лишь в Будущем мире. А в этот мир Он послал нас для того, чтобы трудились, служили Ему, преодолевая трудности и препятствия, и так зарабатывали то будущее благо. (Известное объяснение Рамхаля).
А если на еще более серьезном уровне, то и само это высшее благо — «уподобление» Б-гу. То есть чувство полноценности и достижения. Которое обретается следованием «Его путями». Он творит мир и дает Своим созданиям пользоваться и наслаждаться им. И человек тоже должен строить и создавать какое-то благо, а потом делиться им с другими. Трудиться, совершенствовать себя и, насколько возможно, окружающий мир. Это и даст ему в конечном итоге чувство достижения.
Таким образом, хотя Б-г любит человека, в этот мир Он посылает его не для того, чтобы тот был вечным потребителем Его благ, а, наоборот, сам стал благодетелем.
А особая связь евреев с Б-гом и союз заключается в том, что у них в мире особая миссия: быть приближенными к Б-гу, Его «королевской гвардией», «королевской семьей» — и служить Его представителями в мире. Подавать пример, просвещать, распространять идеи, созидать блага, оказывать «непропорционально большое» влияние на мир. Ведь религия — это служение Б-гу. То есть мы служим Ему, исполняя все Его пожелания, а не Он нам. Как с помощью веры в Б-га заставить экзаменатора принять экзамен? Никак! Не в этом суть веры, это не какой-то «пульт управления», не средство получения благ для себя, а близкая связь с Б-гом и исполнение Его задания.
Хорошо как-то выразился президент Кеннеди: «Спрашивай не что твоя страна может сделать для тебя, а что ты можешь сделать для своей страны». Только Эйсав и его потомки умеют красиво говорить, а дела слишком часто расходятся с речами. Но голова Эйсава похоронена в пещере Махпела вместе с праотцами, и идеи у него могут быть правильные. Не спрашивай, что твой Б-г может сделать для тебя, а спрашивай, что ты можешь сделать для Него. Для мира, который Он создал. Для совершенствования самого себя, ведь Б-г создал тебя и с этой целью.
Но разве Б-г не обещал одарить Своих слуг благами? Разве не обещал даже в этом мире осыпать благословениями за исполнение заповедей, как, например, сказано в главах Бехукотай (Ваикра 25) или Ки Таво (Дварим 28)?
Обещал. Но не в качестве награды за служение — которая, как сказано, ждет нас только в Будущем мире. А в качестве средства для дальнейшего служения Ему. Именно так объясняет Рамбам. Если ты исполняешь заповеди и демонстрируешь желание служить Ему, то Он дает тебе больше инструментов — средств для выполнения этой роли, расширяет саму роль. Но при этом именно Он решает, какую роль тебе дать, какая тебе подойдет, с какой успешно справишься. Таким образом, все наши материальные блага и способности — это средства и инструменты для выполнения нашей роли в служении Б-гу.
Как, разумеется, и автомобиль, и права на его вождение. Поэтому, если это действительно нужно нам для служения Б-гу, то Он даст. А если на самом деле не нужно, то не даст. Автомобиль же может быть и вредной, а то и опасной игрушкой. Как хороший отец дает ребенку не все, что тот попросит, неважно сколько раз, а лишь то, что ему полезно — и когда полезно. И права на вождение автомобиля тоже Б-г, если и даст, то и именно тогда, когда посчитает нужным. Не раньше и не позже. И все экзаменаторы — всего лишь марионетки в Его руках. Да, зависит от их настроения, но это настроение Кто «заказывает»? Так что вопрос тут не в том, «справился» ли Б-г, — все от Него, и неудачи тоже. А в том, что Он хочет от человека, по какой дороге направляет. Иногда неудачи и препятствия — знак того, что надо идти другим путем, как направляющие барьеры. Но иногда — знак того, что надо приложить больше усилий и повыше прыгнуть, чтобы добиться результата, как в беге с препятствиями. В ситуации экзамена по вождению — после всех уже затраченных усилий и потраченных денег — скорее, последнее, хотя кто знает.
И молиться тут надо не столько о благе, как о конфетке, а о том, чтобы Б-г удостоил нас возможности в полной мере Ему служить и дал все необходимые для этого инструменты — и права на вождение тоже, если они входят в список этих инструментов. Конечно, Б-га надо просить обо всем и так поддерживать с Ним близкую связь, демонстрируя, что мы во всем зависим от Него. Но при том — быть готовым к тому, что как справедливый Отец Он может и не дать — или дать, но не сейчас.
Желаю Вашей жене успешного прохождения экзамена в следующий раз и хорошего настроения всем экзаменаторам!
С уважением, Меир Мучник
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.