Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что означает масло в духовном смысле?

Темы: Менора, Земля Израиля, Растения, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Что означает масло в духовном смысле? Егор

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Егор!

Полагаю, что Вы имеете в виду то «масло», которое фигурирует в Торе и в Традиции. А это, как известно, — главным образом оливковое масло, которое всегда, особенно во времена Танаха, широко использовалось в Земле Израиля и во всем регионе. Его использовали в самых разных целях: в пищу, для умащения, для освещения, для жертвоприношений.

Оливковое масло горело в светильниках Меноры в Храме.

Поэтому мудрецы говорят, что оливковое масло, как и сама Менора, символизирует свет и мудрость Торы. По их словам, семь ветвей Меноры, на которых держатся семь светильников, соответствуют семи ветвям мудрости. Как сказано (Мишлей 9:1): «Мудрость построила дом, вытесала семь столбов его».

Об этом же свидетельствуют и другие изречения мудрецов, например: «Того, кто видит во сне оливковое масло, ждет свет Торы» (Брахот 57а).

Отмечают также, что в самой Торе оливковое масло часто называется словом ицhарצהר), связанным со словом цоhар (צוהר) — «блеск», «иллюминатор». Это говорит о том, что «[оливковое] масло — свет для мира» (Мидраш Бемидбар Рабба 9:11).

Умащение оливковым маслом тоже могло служить не только целям гигиены, но и духовного очищения, освящения и восхождения. Так, оливковым маслом помазывали на царство царей Израиля. И тот царь, прихода которого мы ждем, будет «помазан» — машиах — тем же маслом.

Это простой ответ. Но, если хотите, можно и углубиться. Оливковое масло является основным продуктом оливкового дерева, из большей части плодов которого его выжимают.

А это растение — один из «семи видов, которыми славится Земля Израиля». Как написано в Торе (Дварим 8:7-8): «Ибо Б-г… ведет тебя в страну хорошую… В страну пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковниц, и гранатовых деревьев; в страну оливковых деревьев, [производящих] масло, и меда». Здесь речь идет о самой Земле Израиля, о том, что она хорошая. Но при рассмотрении оказывается, что основное ее благо — в ее плодах. Почему?

Раши в комментарии к началу главы Шлах приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие — слабых…» То есть земля — это не просто почва и надел, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей. И они это чувствуют и относятся к ней как к «матери». Но как она их «выращивает» на практике? С помощью своих плодов, которыми питает их — как материнским молоком.

Так Земля Израиля «вскармливает» еврейский народ. Основные семь растений, которыми она славится, — это основные «строительные материалы», «соки», с помощью которых она «строит» евреев.

О трех растениях из этого списка есть интересная притча в книге Шофтим (9:8-13): захотели как-то деревья поставить над собой царя. И сказали оливе: царствуй над нами! Та ответила, что ей важнее давать свое масло, которым чествуют Б-га и людей. Тогда сказали смоковнице: иди и царствуй над нами! Та ответила, что ей важнее давать сладость своего урожая. Тогда сказали винограду: иди и царствуй над нами! Тот ответил, что ему важнее давать свое вино, которым радуют Б-га и людей.

Таким образом, эти три растения больше всего подходят на роль «царя деревьев». И в первую очередь — олива. Комментирует Мальбим: обращаясь к смоковнице и к винограду, деревья сказали: «иди и царствуй» — они могут царствовать, но им надо к этому «прийти». А оливе сказали просто «царствуй» — ей никуда «идти» не надо, она уже готова. Почему? Мальбим объясняет: у плодов каждого из этих деревьев свои достоинства, которые упомянуты в притче. Но оливковое масло символизирует мудрость и свет. Поэтому в первую очередь на роль лидеров подходят люди, обладающие этими качествами.

Что значит «царь деревьев»?

Логично предположить, что это такого же рода понятие, как «царь зверей», то есть лев. (Это — из Торы, и не случайно льву уподоблено колено Йеуды, из которого происходят еврейские цари). Простое понимание, конечно, — лев сильнее всех зверей и находится на вершине цепочки питания. Аналогично, орел — царь птиц.

Но, когда речь идет о деревьях, такое определение нас, конечно, не удовлетворит. Поэтому попробуем расширить его: царь зверей — это животное, в котором в наибольшей мере проявляется и реализуется звериная сила. Воплощение этой силы. «Сердце» всех более мелких частиц и проявлений этой силы в других животных.

Вот и царь деревьев — воплощение растительной силы и «сердце» всех ее проявлений. Максимально реализовавшее эту силу дерево. Причем здесь идет речь именно о растительной силе, полезной для человека, ибо именно в этом основная цель растений. Получается, что центр и максимальная реализация полезной для человека растительной силы — именно в оливе, то есть в основном ее продукте — оливковом масле.

Это хорошо сочетается с комментарием мудрецов к списку семи видов растений: «В страну пшеницы и ячменя… в страну оливковых деревьев, [производящих] масло, и меда». Слово «[в] страну» упоминается «лишний» раз перед «оливковыми деревьями». Это указывает на то, что пшеница (перед этим словом мы тоже видим «в страну») и олива — растения, наиболее тесно связанные с Землей Израиля. То есть, их продукт — хлеб и масло — главные «строительные материалы» и «соки», с помощью которых Земля «строит» евреев. Поэтому мудрецы говорят: «Дом (хозяйство, материальное существование) держится главным образом на хлебе и масле» (Иерусалимский Талмуд, Бикурим 1:3). Получается, что не только «хлеб всему голова», но и [оливковое] масло.

А поскольку, как сказано, масло связано со светом и мудростью Торы, именно эти качества оно и передает евреям, живущим в Земле Израиля. Так, в книге Шмуэль II (14:1) сказано, что военачальник Йоав послал своих людей в город Текоа и велел найти там мудрую женщину. Талмуд (Менахот 85а) спрашивает: почему именно в Текоа? И отвечает: потому что там используют много оливкового масла, благодаря чему там много мудрых людей.

По словам пророка, «зеленеющей маслиной, красующейся плодами и видом своим, назвал тебя Г-сподь» (Ирмияу 11:16). Мудрецы толкуют: «Народ Израиля называется зеленеющей маслиной потому, что дает свет всему миру» (Мидраш Шмот Рабба 36).

Наконец, есть и другие сравнения, например (там же): оливковое масло, к какой бы жидкости его ни примешивали, не смешивается с ней, а остается само по себе и всплывает на поверхность. Так и евреи, когда «примешиваются» к другим народам, не смешиваются с ними, а оказываются «наверху»…

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.