Темы: Красота, Пятикнижие, Мирьям, Моше, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой, ведь она дочь мадиамского священника? Натан
Шалом, уважаемый Натан!
Спасибо за Ваш вопрос.
На него, как часто бывает в многогранных комментариях к Писаниям, существует несколько ответов.
1. Хотя Мирьям говорит об отношениях Моше и Ципоры, она упоминает другую — прежнюю жену Моше, которую ему дали во время его пребывания в Эфиопском царстве. По некоторым преданиям, его поставили там царем на некоторое время и дали ему в жены эфиопку, с которой он, правда, никогда не жил вместе.
2. Здесь имеется в виду все-таки сама Ципора. Тора в данном случае говорит иносказательно — подчеркивая ее необычайную красоту, которая очевидна для всех так же, как очевидна для всех чернота кожи эфиопки. Интересно, что мидраш Сифри приводит по этому поводу любопытное замечание: числовые значения слов «эфиопка» и «красавица» равны. Мидраш Танхума добавляет, что так могли поступать, чтобы избежать сглаза: «Подобно тому, как отец называет своего красавца-сына эфиопом, опасаясь дурного глаза».
3. Существуют и другие объяснения, основывающиеся на недоступных нам тайнах Торы. Одно из них, если упростим, звучит так: свет, который не может быть воспринят глазами человека, представляется ему, наоборот, тьмой. То же — и с недоступной глупцу мудростью. Скорее всего, в таком случае здесь содержится намек на красоту супруги, якобы недооцененную Моше (или на ее праведность, тогда эти понятия в Писании были связаны).
4. Талмуд (Моэд Катан 16 б) объясняет, что Ципору назвали эфиопкой, подчеркивая ее праведность, которой она отличалась от остальных, как эфиопка (их можно было очень редко встретить в тех краях в то время) — цветом своей кожи.
С уважением, Овадья Климовский
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»
Рав Овадья Климовский
Это уже другой колодец?
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Народ подвёл своих лидеров?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.