Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как должны понимать слова молитвы "мы никогда не испытывали недостатка в пище" те, кто голодал?

Темы: Биркат аМазон, Благодарность, Ман, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемые равы, помогите, пожалуйста, понять, почему в Биркат hа-Мазон: 1. После обращения к Всевышнему в дальнейшем о Всевышнем говорится в третьем лице? 2. Возможно, это вопрос корректности перевода на русский язык, тем не менее: как должны были понимать слова «…По великой доброте Его к нам мы никогда не испытывали недостатка в пище…» те, кто пережил настоящий голод? Спасибо за объяснения. Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Вы задаете хорошие вопросы.

Первый из них на самом деле относится не только к Биркат а-Мазон, но и ко всем благословениям: они всегда начинаются обращением к Б-гу во втором лице (Барух Ата — «Благословен Ты»), а продолжаются обращением в третьем. Например: Ашер кидшану бэ-мицвотав… — «(Он), Который освятил нас Своими заповедями». Или ше-а-коль нийа би-дваро — «(Он), по слову Которого создано все».

Вопрос, почему благословения были сформулированы именно так, обсуждается многими комментаторами. Самое распространенное объяснение предлагает, в частности, автор Махзор Витри. По его мнению, такая формулировка отражает два аспекта наших уникальных отношений с Б-гом. С одной стороны, мы к Нему очень близки и между нами царит любовь. Это выражается прямым и непосредственным обращением к Нему: «Ты»!

Но, устремившись так к Нему, мы быстро осознаем, что, с другой стороны, Он настолько велик и безграничен, а мы настолько ничтожны и несовершенны, что можем говорить о Нем лишь в третьем лице.

Если обратимся к источникам, увидим, что в Иерусалимском Талмуде (Брахот 9:1) приводится спор мудрецов: Рав считает, что каждое благословение должно включать в себя слово «Ты», отражая наши близкие личные отношения с Б-гом. Шмуэль же утверждает, что это не обязательно, по-видимому, считая упоминание Б-га в третьем лице более точным выражением наших с Ним отношений.

Как видим, на практике мы используем оба выражения. Значит, мудрецы решили, что на самом деле оба этих, казалось бы, противоположных ощущения верны. Б-г одновременно чрезвычайно далек от нас и чрезвычайно близок к нам. И наши отношения с Ним являются уникальным сочетанием любви и трепета.

Несколько по-другому, но, по сути, аналогично объясняет Авудрахам: Б-г открыт и постижим для нас, но, в то же время, сокрыт и непостижим. Открыт и постижим — Своими деяниями, которые нам видны, но скрыта и непостижима Его сущность и Б-жественность, ее нам не понять.

Также, согласно его мнению, двоякая формулировка соответствует разным аспектам сущности человека: душа человека способна связаться с Б-гом напрямую и «прильнуть» к Нему, но тело, физическое и ограниченное, никак не может соединиться с духовным и бесконечным Б-гом.

Что касается второго вопроса, тут дело не в проблемах перевода — смысл оригинала именно таков. Как же их понимать тем, кто пережил настоящий голод?

Здесь действительно надо понять смысл Биркат а-Мазон, а для этого — обратиться к истории создания этой молитвы. Биркат а-Мазон состоит из нескольких благословений, написанных различными великими людьми, каждое — на своем этапе истории. Первое благословение написал Моше Рабейну, второе — его преемник Йеошуа бин-Нун, третье — цари Давид и Шломо. И каждый из них выразил благодарность за главное благо, которое Б-г даровал еврейскому народу в его эпоху. Так, во втором благословении звучит благодарность за чудесную Землю Израиля, которую Б-г нам дал, ибо его составил Йеошуа, под руководством которого народ ее завоевал. В третьем благословении идет речь об Иерусалиме и Храме, ибо его написали царь Давид, который завоевал Иерусалим, и его сын царь Шломо, который построил в нем Храм.

Первое же благословение написал Моше Рабейну, который руководил народом в эпоху его странствий по пустыне. Поэтому он благодарит Б-га за все чудеса, которые Он там для нас совершил. Главное из них — ман, чудесный «хлеб с Небес», который Б-г нам посылал. В пустыне у нас не было возможности добывать пищу обычным образом, но Б-г посылал нам ман ежедневно и ровно в том количестве, какое было нужно для пропитания всех членов каждой семьи на тот день. За эту великую милость Моше благодарил Б-га в составленном им первом благословении после еды.

И теперь, произнося это благословение после сытной трапезы, каждый еврей не только выражает благодарность Б-гу за то, что Он послал ему хлеб сейчас, но и в очередной раз благодарит Его за то, что Он постоянно посылал нашему народу ман в пустыне, так что мы никогда не испытывали недостатка в пище.

То славное время в пустыне давно прошло, и с тех пор нам действительно не всегда хватает пищи, а некоторые даже испытывают настоящий голод. Но навсегда остался полученный в самом начале нашей истории урок: истинным источником пропитания является Б-г. Он может послать нам пропитание в любое время, вне зависимости от наших стараний, как делал это в пустыне. И хотя теперь нам приходится в большей степени жить по законам природы и зарабатывать на хлеб, мы должны помнить, что главный корень успеха и процветания кроется не в наших усилиях, а в Его помощи.

И если кто-то в жизни, не дай Б-г, испытывает реальный голод, один из уроков этого заключается в том, что не следует принимать блага, посылаемые Б-гом, как должное. Почему именно этот человек подвергся такому испытанию — другой вопрос. Но остается фактом то, что вовсе не всем и не всегда легко дается пропитание. Поэтому те, кому дается, должны это ценить и искренне благодарить Б-га.

Кстати, о благодарности Б-гу за Землю Израиля во втором благословении тоже можно задать подобный вопрос: вовсе не каждый еврей в истории удостоился жить в Земле Израиля. На протяжении многих веков наш народ находился в изгнании, да и сейчас далеко не все вернулись. Но каждый благодарит Б-га как «часть» еврейского народа, которому в целом была дана Земля Израиля и который никогда не терял особую связь с ней — и продолжает получать благодаря ей многие благословения.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.