Темы: Пятикнижие, Пророчество, Рав Эльяким Залкинд, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые равы! Помогите, пожалуйста, разобраться. Пробовал найти подробный ответ на сайте, но так до конца и не понял. В Шмот 6:3 говорится, что Б-г впервые открылся с Четырехбуквенным Именем, с Которым не открывался ранее праотцам. Но из Берешит видно, что патриархи знали об этом Имени Б-га. Объясните, пожалуйста, что тут имеется в виду, когда говорится, что Б-г не открывался ранее с Четырехбуквенным Именем. Тода раба. В.
Уважаемый В.,
Вот три ответа на Ваш вопрос (разъяснения комментаторов к упомянутому Вами стиху Шмот 6, 3: «Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Б-г Всемогущий, а именем Моим А-Шем — четырехбуквенное Имя — не открылся им»).
Одно из объяснений этих слов приводит Раши: «Не был Я знаком им (праотцам) проявлением качества Своей истинности, о котором сказано: Мое Имя — А-Шем, (что означает): Верный в исполнении Своих обещаний. Ведь Я обещал им (что унаследуют Землю Израиля), а (пока) не исполнил». То есть, хотя праотцы и знали это особое Имя Всевышнего, как следует из того, что в Торе оно упоминалось и раньше, в рассказах о праотцах, исполнения, проявления «сущности» этого Имени, раскрытия его в реальности — не видели. Теперь же для Моше и народа, выходящего из Египта, начнет раскрываться значение этого Имени.
Ибн-Эзра и Рамбан объясняют, что, хотя Всевышний открывался отцам Именами, означающими управление и власть над всеми силами мироздания, делал для них чудеса, изменяя небесные структуры, проводящие Его воздействие на мир, это не выходило за «видимые» рамки принятых Всевышним законов. Особым же Именем, означающим, что Он создает всё существующее и потому может сотворить какой угодно феномен, не подчиняющийся установленным законам, — Он не открывался праотцам. И о предстоящем раскрытии этого Имени в действии, в чудесах при выходе из Египта и даровании Торы, Всевышний известил Моше.
Третье объяснение также принадлежит Рамбану: хотя праотцам и было известно это особое Имя Творца, оно не открывалось им в пророческом постижении. Потому что их пророчество не достигало уровня пророчества Моше. Моше получал пророчество «лицом к лицу» (Шмот 33, 11), мудрецы назвали это его способностью видеть через «аспакларья меира» («незамутненное стекло»), воспринимать передаваемую информацию абсолютно точно. Только в таком пророчестве возможно полноценное постижение сути особого четырехбуквенного имени Всевышнего. Моше же Всевышний — А-Шем — раскрыл знание о Себе на этом уровне пророчества и на этом же уровне передал народу Израиля Тору, называемую Торат А-Шем.
С уважением, Эльяким Залкинд
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Моше Пантелят
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.