Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Рав Яков Шуб, Стирка, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас с подругами возник вопрос. Иногда на кухне бывает, что проливается мясное блюдо и жидкость вытирают кухонной тряпкой. Или, например, полотенцем вытирают руки, жирные после мясной посуды. Точно так же вытирают тряпкой и пролившееся молоко. Можно ли потом стирать вместе в стиральной машине тряпку или полотенце, которыми вытерли молоко, вместе с тряпкой или полотенцем, которыми вытерли мясной соус? Спасибо. Карина
Уважаемая Карина, большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено стирать в стиральной машине полотенца, которыми вытирали молоко, вместе с полотенцами, которыми вытирали мясо. Давайте вкратце разберем этот закон.
В Торе трижды сказано «Не вари козленка в молоке матери его» (Шмот 23:19, Шмот 34:26, Дварим 14:21). Талмуд (Хулин 115 б) говорит: то, что это повеление приводится трижды, означает, что отсюда следует вывести три разных запрета:1) запрет варить вместе молочное и мясное; 2) запрет употреблять в пищу вместе молочное и мясное; 3) запрет как-либо использовать мясомолочную смесь.
Поэтому Ваш вопрос весьма уместен. Ведь, если существует отдельный запрет варить вместе мясное и молочное, даже когда смесь не планируют употребить в пищу, то почему же нет проблемы стирать вместе полотенца, которыми вытирали молоко и мясной соус? Ведь во время стирки они находятся вместе в горячей воде.
Чтобы понять, почему нет запрета стирать вместе в стиральной машине такие тряпки или полотенца, необходимо учесть несколько моментов:
— Запрет варки нарушается, только если температура воды будет выше, чем температура йад соледет бо (температура, при которой человек отдергивает руку), это приблизительно 40-45 градусов. Поэтому стоит знать, достигается ли такая температура при стирке.
— Если на полотенцах нет «сгустков» — остатков молочной и мясной пищи, а ткань впитала только «вкус» молока или мяса, то, как полагают многие, запрет варки не действует. Тем более что зачастую полотенцем вытирают остывшую жидкость, температура которой ниже 40-45 градусов.
— Даже если на полотенцах остались мелкие сгустки пищи, в обычной ситуации объем воды в стиральной машине не меньше чем в 60 раз превышает объем остатков пищи. В этом случае считается, что запрещенный вкус «отменяется», «аннулируется».
— Обычно кухонные полотенца и тряпки стирают с применением стирального порошка, отбеливателя и других моющих средств. Такие средства «портят» запрещенный вкус, остатки, впитавшиеся в ткань, окончательно перестают быть «пищей». В этом случае запрет не действует.
— Во многих машинах подача горячей воды происходит после того, как вещи, подготовленные для стирки, перемешивается с моющим средством, которое «отменяет» запрещенный вкус, делает остатки, впитавшиеся в ткань, окончательно непригодным в пищу.
— Существует мнение, что запрет варить вместе молочные и мясные продукты действует только в тех случаях, когда смесь может быть употреблена в пищу. Если такой возможности нет, запрет не действует (респонс Довэв Мейшарим 1:30, ссылается на Кесеф Мишнэ, законы Тумат мет — «О нечистоте, исходящей от мертвого тела», 1:2). Хотя многие не принимают это мнение, его можно использовать в качестве дополнительного обоснования, как в нашем случае.
Получается, по совокупности всех этих причин не существует запрета стирать в стиральной машине полотенца, которыми вытирали молоко, вместе с полотенцами, которыми вытирали мясной соус.
С уважением, Яков Шуб
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли разогревать сухую еду в Субботу, заворачивая ее в фольгу и кладя на крышку кастрюли?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Термическая обработка пищевого сырья для того, чтобы сделать его в достаточной мере съедобным подпадает под запрет варки в субботу.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Тора запрещает в субботу не только стирку, но и все сопровождающие ее действия.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.