Темы: Дарование Торы, Египетские казни, Рав Яков Гельфман, Исход из Египта, Ангел, Качества Творца, Раскрытие Всевышнего, Смерть первенцев
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Помогите разобраться со следующим вопросом, пожалуйста. Недавно прочитал про ангела Метатрона. Было написано, что это он вел евреев в вихре огня и пыли при выходе из Египта. Также там было написано, что «и голос Б-жий, слышанный людьми, иногда воплощается в Метатроне». Но тут мне непонятно. Выходит, Б-г не лично говорил с евреями? Еще где-то читал, что именно ангел обучал Моше Торе 40 дней. Так ли это? Получается, Сам Б-г с Моше никогда не говорил? А если говорил, то почему в одних случаях Он Сам говорил с Моше, а в других — через ангела? Помогите. Заранее благодарен.
Здравствуйте!
Вообще, это очень глубокая и тонкая тема, но попробуем наметить основные линии к пониманию ее, насколько это возможно
Очень важно понять, что Сам Б-г непостижим для Своих созданий, включая ангелов. И это третья «основа» (принцип, устой) иудаизма. Когда Моше просил показать ему Славу Б-га (глава Ки Тиса), Всевышний ответил: «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20). И даже это сказано только о Славе Б-га, а о Нем Самом речь и не идет.
И это понятно — ведь как может творение постичь своего Творца? (И само то, что мы можем говорить о Нем, — это тоже Его откровение нам в рамках нашей ограниченности).
Но, с другой стороны, «вся земля полна славы Его» (Йешаяу 6, 3). И все, что происходит в мире, — прямое деяние Его, как мы произносим в утренней молитве: «Обновляющий по милости Своей каждый день творение». Мудрецы объясняют: творение, будучи созданным Творцом из ничего, не имеет самостоятельного существования, а постоянно обновляется, как бы творится заново. Получается, что Творец «пронизывает» все творение, или, как выражаются мудрецы, нет места свободного от Него. И еще объясняют мудрецы в комментарии к главе Аазину (Раши, Дварим 32:41), что человек, выпустив стрелу, теряет власть над ней и не может ее остановить. Но Творец, благословенно Имя Его, ни на секунду не теряет власть над ней, потому что Он ее и творит ежесекундно. И поэтому в рассказе о седьмой казни египетской, граде, сказано: как только Моше помолился о прекращении казни, то даже град, который уже висел в воздухе, не упал на землю.
Что же значит «Творец действует Сам», а что значит «действуют ангелы» или другие проводники Его воли? Это зависит от нашего восприятия. Например, если действуют силы природы, их направляют духовные силы (сила огня, ветра и т.д.), и сам ветер — только символ духовной силы, за ним стоящей. Но сами духовные силы — тоже лишь проводники действия стоящих за ними более тонких духовных сил, а те, в свою очередь, — как тень от света более высоких материй. Так что мир организован слоями, как луковица, и каждый следующий внутренний слой тоньше и чище предыдущего, более внешнего, грубого и постижимого. А за всеми слоями стоит Творец, Непостижимый, как уже было сказано, но именно Он и оживляет все сущее. Но мы воспринимаем лишь самую низшую инстанцию, и это называется у нас «действуют силы природы». Если же происходит что-то, противоречащее законам природы, — это проявление какой-то духовной силы напрямую. Но все-таки, так как и она действует через какой-то материальный объект (например, в Египте вода превращается в другой материальный объект — кровь), значит это сила, ответственная за кровь, а за ней стоят духовные материи более высокого уровня, и т.д.
Самый близкий к Славе Творца «слой» — это тот самый ангел, о котором Вы читали. И так как в духовной сфере нет «пустоты», «незаполненного пространства», то, как бы, нет никакого «промежутка» между Славой Творца и этим ангелом. Поэтому он как бы отождествляется с Творцом. И это, видимо, имеет в виду Раши (комментарий к Шмот 23:21): «Его имя — как Имя его Господина».
Но есть и более высокая ступень постижения, когда открывается, насколько это возможно для созданных, величие Творца, или когда Он действует вне всяких «посредников», как при казни египетских первенцев, когда их души «упорхнули» без всякой видимой причины, или же при пророческом откровении, как на горе Синай. Но так как человек не способен выдерживать подобного прямого откровения долго, оно не может быть постоянным, видимо, даже для Моше Рабейну. Поэтому в остальные сорок дней он учился с помощью самой близкой к Творцу инстанции, то есть, воспринимал Творца «как через очень чистое стекло».
С уважением Яаков Гельфман
Читайте: тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина