Темы: Раввин, Мудрецы, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня к вам вопрос. Недавно я поспорил с одним человеком. Я сослался на одного раввина, а тот сказал, что он не самый авторитетный рав и что не надо его слушать. Не пойму, откуда известно, что этот рав «авторитетный», а этот — нет?
Мы живем в эпоху, когда практически любой религиозный еврей то ли считается, то ли называется раввином, поэтому важно Ваш вопрос прояснить.
Какой раввин больше, какой авторитетнее?
Возможно ли это узнать и правомерно ли сравнивать?
Чтобы легче было прояснить эти вопросы, обратимся к миру нам более знакомому, миру академическому. Обратим внимание на всем известные факты.
По внешнему подобию, так же и с раввинами. Есть более способные, есть менее, есть более праведные, а есть менее. Есть такие, кто знает мало, но выставляет себя знатоком, а бывает наоборот, великий рав, но скрывает это от всех. То есть, не все мнения раввинов равноценны, есть более авторитетные, а есть менее, есть те, кто начинает, а есть те, кто на вершине…
Так и с раввинами. Не мы с вами, не Абраша с Арончиком, а только сами раввины могут оценить, кто из них наиболее достоин носить звание Гдоль а-Дор — Великий в поколении.
Не тот рав велик, к кому обращается много народу, а тот, к кому обращаются сами раввины!
Бывает, что многие кого-то величают раввином, но это порой может говорить лишь о его организаторских и ораторских способностях, и не более того. И кто может его разоблачить, кто может сказать, что он «переодетый»? Только сами раввины.
Итак, кто же «выше»? Кто «больше»? Тот, кого большинство раввинов признают как наиболее компетентного и авторитетного, кто является последней инстанцией по всем вопросам.
Откуда полномочия у раввина?
Добавлю, что в еврейском мире, чтобы быть признанным раввином, надо получить признание от своего, еще более признанного, раввина-учителя. Трактат Пиркей Авот начинается с таких слов: «Моше получил Тору на горе Синай и передал Йеошуа, Йеошуа старейшинам, а они членам Великого Собрания, и т.д.», то есть, не народ, а Учитель знает, кто из его учеников наиболее достоин быть преемником и хранить все еврейское. Поэтому, когда спрашивают о незнакомом раввине, то первый вопрос такой: а у кого он учился, от кого получил Тору, кто из признанных мудрецов его уполномочил?
«Так что, мой рав — не рав?»
Теперь можно перейти к Вашему вопросу. Действительно, зачастую можно услышать возмущенные возгласы, типа: «Так что, мой рав — не рав!?? Ты будешь мне указывать, какой рав авторитетный, а какой нет!? Хочешь моего рава обидеть?!!».
Да (притом, что, наверное, не всем эта мысль покажется приятной), есть рав более авторитетный, а есть менее. И не следует обижаться за раввина, он сам знает себе цену. Заодно, также, не стоит из-за этого обижать других.
Как же вести себя в подобной ситуации? Стараться таких споров избегать, как огня! Ведь вряд ли на первом этапе знакомства с еврейской жизнью у Вас есть ясное понимание иерархии раввинских авторитетов.
К какому же раввину обращаться?
Правило простое: когда по данному вопросу нет спора, то обращаются к «обычному» раввину, но когда вокруг этой темы разгорается спор, то ищут только самого «большого».
Предупреждение
Во всей этой теме, однако, есть реальная опасность. Как бы в неразберихе выяснений: какой раввин «побольше», а какой «поменьше» — мы не выбрали себе раввином… самого себя!
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Кого каждый из нас может назвать своим учителем?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Откуда мы знаем о Синайском Откровении?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.