Темы: Суббота, Сон, Мендель Агранович, Онег Шаббат
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раббаним, шалом. Я слышал от одного знакомого, что в шаббат больше получаса спать нельзя. Сослался на Танию и даже Гмару. Действительно ли Гмара так говорит (а то я что-то не помню такого)? И является ли это алахой (законом)? А то мой другой друг говорит, наоборот, о благодатном субботнем дневном сне. Так как правильно? Алекс
Уважаемый Алекс!
В Талмуде в трактате Сукка (26 б) приводится от имени Рава (раби Аба из Пумбедиты), что нельзя спать днем «более, чем сон лошади (60 дыханий)». Раши разъясняет причину запрета — битуль Тора (в субботу необходимо учить Тору, а сон — это «отмена» изучения). Шулхан Арух приводит этот запрет в параграфе 231, 1. Там говорится о том, что все действия стоит совершать во имя Небес. Но Шулхан Арух меняет формулировку Талмуда и формулирует так: «Если (человек) не может без сна днем, пусть поспит, пусть только не засыпает надолго, так как нельзя спать днем более, чем сон лошади, а именно 60 вдохов». И продолжает так: «но и в отношении этого сна настрой человека должен быть — не ради получения удовольствия, а чтобы были силы для служения Творцу».
Мишна Брура, разъясняя закон (Беур Алаха), в параграфе (симан) 4, 16 приводит спор о том, сколько это — 60 дыханий. Разброс мнений — от трех минут до трех часов. Поэтому Мишна Брура принимает решение (посэк): все индивидуально. Главное — вести себя так, чтобы КПД («коэффициент полезного действия») при служении Всевышнему был максимальным.
Арух а-Шулхан также говорит о некоторых гдолим — великих раввинах, которые спали днем 2-3 часа, и поясняет, что это было им необходимо из-за слабости здоровья.
Мишна Брура, основываясь на мнении Маген Авраама и Ари, выводит субботний сон из-под запрета, так как в субботу есть мицва получать удовольствие, наслаждаться. Тем более это не запрещено мудрецам Торы, которые тяжело трудятся над ней всю неделю.
Вывод: все индивидуально. Сон в субботу не запрещен.
НО если у Вас нет времени учиться всю неделю, то нужно с умом распределить время, чтобы создать себе возможность продвигаться в учебе.
С уважением, Мендель Агранович
Читайте обзор по теме Онег Шаббат
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Одним из учеников основателя хасидизма р. Исраэля Бааль Шем-Това был рабби Йехиэль-Михл из Злочева. Вся его жизнь была посвящена изучению Торы и постам. Рабби Йехиэль был нищим человеком, но после себя он оставил несметное число духовных богатств.
Рав Мендель Агранович
Рав Мендель Агранович
Рав Михаэль Мирлас
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Орли Токман
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
«Оцарот»
История о бульоне и мудреце Торы
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.