Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли вести ребенка по улице за руки в субботу? А нести на руках? А в специальном рюкзаке?

Темы: Эрув, Суббота, Яков Шуб

Отложить Отложено

Маленький ребенок и Эрув. Доброго времени суток, уважаемые рабаним! Ответьте, пожалуйста, подробно и последовательно, со ссылками на источники на следующий вопрос. Ребенка, который умеет ходить, когда его поддерживают, можно вести по улице за руки? Если весь путь прогулки ребенок самостоятельно пройти не сможет, можно ли его нести часть пути: 1. на руках? 2. в специальном детском рюкзаке?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Рады видеть, что теперь читатели предъявляют более высокие требования к ответам у нас на сайте и хотят знать не только, как поступать в конкретной ситуации в соответствии с еврейский законом, но и откуда выводится сам этот закон.

Одной из 39 запрещенных в субботу работ является оцаа — перенесение предметов из одного «владения» (ршут) в другое. Перенос предметов более чем на 4 амот (приблизительно 2 метра) в общественном владении также запрещён.

Рассматривая этот запрет, Талмуд (Шабат 93 б) говорит: тот, кто выносит живого человека на кровати, не нарушает запрета Торы. Комментарий Тосафот разъясняет смысл сказанного: живой человек «сам себя несет». Т.е. человек, когда его несут, «поддерживает» свое тело и таким образом облегчает ношу. Соответственно, поскольку перенесение живых людей отличается от перенесения предметов, а для строительства Мишкана (Скинии) требовалось переносить только предметы, — переносить людей не запрещено Торой. (Выводы о том, какие действия запрещены в субботу, мудрецы сделали, изучая работы, производившиеся при строительстве Мишкана).

Сказанное относится только к перенесению человека (в том числе, ребенка), который может ходить самостоятельно. Поэтому переносить или везти на коляске больного, который не может передвигаться сам, или ребенка, который еще не умеет ходить, запрещено Торой.

Однако следует заметить: хотя, как было сказано выше, перенесение людей не запрещено Торой, оно запрещено мудрецами (Шулхан Арух 308:41).

Получается, что в субботу запрещено переносить на руках, в специальном рюкзаке или перевозить в коляске ребенка, который умеет ходить сам, там, где нет эрува, т.к. это запрещено мудрецами. Переносить же ребенка, который не умеет ходить самостоятельно, запрещено Торой.

Если ребенок еще не может ходить полностью самостоятельно, разрешено вести его за руки и помогать передвигаться, если он сам поочередно переставляет ноги (Шулхан Арух 308:41).

В определенных случаях, например, ради выполнения заповеди, разрешено попросить нееврея, чтобы он перенес или перевез на коляске ребенка, который умеет ходить сам. В данном случае действует обычное правило: разрешено попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, если это необходимо для выполнения заповеди (Шулхан Арух 307:5). В каких именно случаях разрешено попросить нееврея перенести ребенка, который не умеет ходить сам, — следует проконсультироваться с раввином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.