Моадим лсимха! Скажите, пожалуйста, как правильно подвешивать украшения — к схаху (покрытию сукки) или к бамбуковым палкам, на которых лежит схах? Может ли сукка стать некошерной из-за неправильно подвешенных украшений? Спасибо большое! Майя
Уважаемая Майя,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Нет запрета крепить украшения к схаху при условии, что они находятся на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха (по мнению Рава Хаима Ноэ 4 тефаха — это 32 см., по мнению Хазон Иша — 38,4 см).
Рассмотрим этот закон подробнее. Мишна в трактате Сукка говорит, что разрешено натягивать под схахом покрывало при условии, что это делается для украшения сукки. Этот закон приводится в Шулхан Арухе (627:4), где оговаривается: необходимо, чтобы покрывало находилось на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха. Если покрывало находится в пределах этого расстояния, то даже если оно сделано из материала, непригодного (некошерного) для изготовления схаха, оно будет считаться частью кошерного схаха и можно будет даже сидеть под ним в сукке, поскольку оно натянуто для украшения (Мишна Брура 627:10). Если же оно находится на большем расстоянии, оно не может являться частью схаха и сидеть под ним нельзя.
Рамо (627:4) добавляет: нужно остерегаться вешать любые украшения, которые крепятся к схаху, на расстоянии четырёх тфахим и более. Строго по букве закона запрет нарушается, только если площадь украшения — 4 на 4 тефаха и более. Это минимальный размер украшения, при котором схах может стать некошерным, т.к. когда украшение висит на расстоянии 4 тефаха и более, оно не рассматривается как часть схаха. Однако смысл закона, приведенного у Рамо, — это установить своего рода ограду — оградить нас от нарушения запрета, поэтому украшения любого размера следует вешать на расстоянии, не превышающем 4 тефаха от схаха. Иначе может, в конце концов, получиться, что человек повесит украшение большого размера на расстоянии большем, чем 4 тефаха, от схаха.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Первые две даты связаны с идеей суда-возмездия; а раз так, то почему вообще год начинается судом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «От месяца Элуль до Суккота»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
TorahLive
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Бенцион Зильбер
Речь идёт о Сукке на балконах многоэтажного дома...
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.