Темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь, Астрономия, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго дня! Подскажите, пожалуйста, как можно узнавать точное время новолуния для благословения нового месяца в синагоге. В интернете на разных сайтах время новолуния отличается на несколько минут. Заранее благодарю. С уважением, Л.
Шалом, уважаемый Л.,
Давайте попробуем разобраться в том, что за молад («новолуние») объявляют в синагоге, и в том, как можно вычислить точное время его наступления согласно еврейской традиции, не имея под рукой специального календаря. Для этого недостаточно только астрономических расчетов.
Итак, надо знать, что есть несколько видов новолуния:
Согласно обычаю, во время благословления очередного месяца в синагоге объявляют время будущего новолуния. То, что объявляют, — время новолуния УСРЕДНЕННОГО, о котором мы знаем из Устной Торы. Интересно, что великий еврейский мудрец, советник испанского короля, Дон Абарбанель пишет в своем комментарии к Торе (Шемот 12), что Птолемей (древнегреческий астроном) — выражал восхищение осведомлённостью еврейских мудрецов в вопросах циклов движения луны и солнца и способностью на основании этого построить настолько верный календарь. Птолемей говорил, что эти знания — явное доказательство того, что евреи обладают пророчеством.
(Ведь подумайте: «астрономическое новолуние» невозможно увидеть с Земли; поскольку луна в этот момент находится между Землей и Солнцем, с Земли она не видна. Солнце её как бы «засвечивает». Лишь современная сложнейшая аппаратура позволяет вычислить точное время «астрономического новолуния». Тем более — среднее арифметическое этих новолуний! Тем более, в мире, где не было современных точнейших часов! Откуда евреи могли получить это число, если не из пророчества?)
Как видите, просто астрономические наблюдения — не помогают.
Но давайте перейдём ко второй части нашего вопроса — как рассчитать это время «усредненного» новолуния самостоятельно в каждой конкретной местности? Надо знать, что это время (момент) — ВО ВСЕМ МИРЕ одно и то же, то есть это новолуние наступает в один и тот же миг во всем мире, это (как, впрочем, и «реальное» новолуние) — мировое событие.
Разумеется, легче всего узнать время новолуния из проверенного еврейского календаря. Но, когда такого календаря под рукой нет, имея дату предыдущего новолуния (например, последнюю дату новолуния из календаря за прошлый год или из какого-либо другого источника), можно вычислить время следующего новолуния — прибавив к этой дате известное нам число.
Например:
Новолуние месяца тишрей 5774 года (по еврейскому календарю) будет (5 сентября 2013 г.) в четверг утром, в 10 часов, 46 минут и 2 халаким. В такой форме объявляют точное галахическое время новолуния в синагоге.
Так как отрезок времени от одного новолуния («усредненного») до следующего — установленный, постоянный, можно самим подсчитывать дату следующего новолуния. Как мы упомянули, этот отрезок равен 29 дням, 12 часам и 793 халаким (1080 халаким составляют 1 час).
Для того чтобы вычислить молад месяца хешван, нам надо:
* Надо помнить, что в одной минуте — 18 халаким. Поэтому, когда в своём подсчете Вы дойдете до количества халаким, равного 18 (т.е. через 15 месяцев после подсчета наступления новолуния в месяце хешван), надо прибавить еще минуту и не объявлять халаким.
* Еще надо помнить, что если молад наступает после выхода звезд (как в нашем примере, в 11 часов вечера), то согласно понятиям иудаизма это уже называется не «вечер пятницы», а «ночь субботы» (и так — с любым днем, см. Еврейские сутки). Так и следует объявлять.
И, напоследок, правильной формой объявления новолуния за пределами Израиля была бы такая: «Согласно подсчету времени новолуния, принятому в Израиле, новолуние будет в … (такой-то день недели), такую-то часть суток (днем или ночью), во … (столько-то часов), … (столько-то минут) и … (столько-то) халаким».
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
Рав Мендель Агранович
Что Тора на самом деле об этом говорит?
Рав Реувен Куклин
Почему Земля такая маленькая?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
С. Бернфельд
Биография Гершуни - рабби Леви бен Гершона
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Как соотносится рассказ Торы и современная космология?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения — более 1,5 тыс. лет назад, без соответствующих оптических приборов?
Газета «аШавуа»
Или немного о «Биркат а хама»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Еврейский историк, математик и астроном
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Сергей Цимбалюк
Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?
Рав Реувен Куклин
Почему так редко
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.