Темы: Благословение коэнов, Обувь, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВо время службы в Советской армии у меня была такая ситуация. Мы, офицеры-евреи, иногда собирались молиться. Делали это тайно, по известным причинам. Меня, как единственного коэна в воен. городке просили произносить биркат коаним (благословение коэнов). Я снимал сапоги и произносил благословение босиком. Недавно я узнал, что нет требования снимать высокую обувь, а можно выполнять биркат коаним обутым, правда ли это?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Достойно уважения Ваше старание соблюдать заповеди даже в таких непростых условиях, как в Советской Армии.
Заповедь коэнам благословлять евреев — это заповедь из Торы, она выполняется и в наше время, и даже за пределами Эрец-Исраэль (Шаарей Циюн 128:137), как сказано (Бэмидбар 6:23): «Так благословляй сыновей Израиля». Виленский Гаон говорит, что благословение коэнов совершенно и содержит упоминание всего, что необходимо человеку.
В Талмуде (Сота 40а) сказано, что коэнам необходимо снять обувь, когда они благословляют молящихся. Причина постановления — опасение, что если у коэна порвется ремешок, которым в те времена завязывали обувь, то он постесняется благословлять в таком виде и отойдет оттуда, где другие коаним произносят благословение, чтобы поправить ремешок. Из-за этого люди подумают, что он не благословляет вместе со всеми, поскольку с его родословной есть проблема, из-за которой ему запрещено благословлять. На нашем сайте есть даже короткометражный фильм на эту тему Почему коэны благословляют народ босиком?.
Это постановление распространяется на любые виды кожаной обуви независимо от того, есть там ремешки и шнурки или нет, а также на любую некожаную обувь с ремешками и шнурками (Бейт Йосеф, Мишна Брура 128:15). Однако строго по букве закона оно не распространяется на высокие сапоги. А некоторые галахические авторитеты «устрожают» — требуют снимать сапоги, если они сделаны из кожи (Шулхан Арух, Рамо 128:5).
Даже те, кто разрешает произносить благословение коэнов в высоких сапогах, согласны, что это не относится к сапогам, в которых обычно человек ходит по улице. Ведь они пачкаются в грязи, и стоять в них перед людьми — неуважение к общине (При Хадаш, Мишна Брура 128:18). В любом случае, сегодня принято, что все коаним снимают любую обувь перед благословением (респонс Зэра Эмет 14, Минхат Ицхак 10:11).
Следует отметить, что это относится только к обуви. Снимать носки нет необходимости, т.к. обычно в присутствии уважаемых людей без носков не ходят (Мишна Брура 128:18).
Что касается непосредственно Вашего вопроса: современные галахические авторитеты обсуждали различные ситуации, в которых по некоторым причинам коэнам приходится оставаться в обуви, в частности, пожилым или больным (например, когда у коэна протезы и т.п.; респонс Минхат Ицхак 10:11, Игрот Моше 2:32, Циц Элиэзер 14:11). Очевидно в Вашей ситуации, когда необходимо было молиться тайно, приняли бы во внимание следующие обстоятельства: речь шла о высоких сапогах, и тем более, их носил офицер, в обязанности которого входит, чтобы сапоги были всегда начищены. В любом случае, насколько я понимаю, в данный момент этот вопрос не имеет практического значения.
С уважением, Яков Шуб
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Гади Поллак
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Толдот Йешурун
У Стены Плача собираются тысячи коэнов, которые благословляют собравшихся на площади евреев...
Рав Бенцион Зильбер
Почему коэны покрываются талитом?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина