Темы: Мясное и молочное, Рав Реувен Куклин, Кашрут
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите, с чем связана продолжительность перерыва между мясным и молочным? Я знаю, что в некоторых общинах ждут 3 часа вместо пяти с половиной, а в Нидерландах, вроде как, есть те, кто ждет всего 2 часа. Что говорит Галаха и Талмуд по этому поводу? Давид
Уважаемый Давид,
В Талмуде (Хулин 105а) сказано, что молочное запрещено есть во время той же трапезы, когда ели мясные блюда. Только в следующей трапезе можно есть молочное.
У ришоним (ранних комментаторов) есть спор, по какой именно причине запрещено есть молочное после мясного. Раши (начальные слова комментария: асур лээхоль гвина) полагает: это связано с тем, что у мяса есть особое свойство — его жир «прилипает к полости рта и, таким образом, вкус мяса остаётся во рту на долгое время». Когда человек ест молочное, в то время как у него во рту сохраняется вкус мяса, создаётся впечатление, будто он ест мясо и молоко вместе (Этэр вэ-Исур 40, 10). Рамбам же (Маахалот Асурот 9, 28) считает, что причина запрета следующая: кусочки мяса часто застревают между зубами и остаются там даже поле полоскания рта или чистки зубов. Однако по прошествии определённого периода времени мясо считается переваренным, т.е. уже не считается мясом, см. Бах (Йорэ Дэа 89) и Таз (там же, симан катан 1).
Согласно этим объяснениям, чтобы есть молочное после мяса, необходимо ждать до другой трапезы, даже если человек только жевал мясо, а после этого его выплюнул (например, разжёвывал его для младенца), или пил мясной бульон. И даже тот, кто проглотил кусочек мяса, не жуя, должен ждать до другой трапезы (Бадэй Шулхан 89, 17).
Существует также спор ришоним, что имеет в виду Талмуд, говоря, что в другой трапезе уже можно есть молочное.
Мнение Рамбама (там же): упоминая «другую трапезу», Талмуд не имеет в виду саму трапезу, а лишь обозначает количество времени, которое следует пропустить до употребления молочной пищи. Поскольку во времена Талмуда трапезы устраивались дважды в день (утром и вечером), по мнению Рамбама, перед употреблением молочных продуктов следует подождать, по крайней мере, шесть часов.
Мнение же Тосфот (начальные слова комментария: ли-сэудэта ахарина), что Талмуд употребляет это выражение в прямом смысле. Поэтому, по мнению Тосфот, после того как человек закончит мясную трапезу, произнесёт после неё благословение, почистит зубы и прополощет рот, ему можно есть молочные продукты.
Шулхан Арух (Йорэ Дэа 89, 1), основываясь на мнении Рамбама, пишет, что между мясной и молочной трапезами следует пропустить шесть часов (после этого можно есть молочные продукты, даже не чистя зубы и не полоща рот). Однако Рама пишет, что в его время в той местности, где он жил, обычай был — полагаться на мнение Тосфот, см. выше. Но, всё же, принято было ждать примерно час после окончания мясной трапезы. И таков обычай в наши дни в некоторых общинах Голландии. А в некоторых других общинах Европы принято ждать 3 часа.
Рав Штернбух (Орхот а-Байт 7, 14) пишет, что богобоязненному еврею следует ждать после мясной трапезы шесть часов, даже если он живёт в таком месте, где принято ждать час или три часа.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Мясо, попавшее в молоко
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.