Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «не произносить имя Творца напрасно»?

Темы: Запреты, Заповеди, Яков Шуб, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Объясните, как объяснить человеку (религиозному), что значит не произносить имя Творца напрасно? 1. Как это, и что означает, что произнес (т.е. нарушил закон)? 2. Что будет за напрасное произнесение, и что не будет (последствия, награда)? 3. Есть ли примеры в Торе, Танахе, кто это делал и что из этого получилось. Спасибо. С.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый С.,

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Существует запрет из Торы произносить имя Вс-вышнего понапрасну. Предостережение об этом — в книге Дварим (6:13): «Г-спода, Б-га твоего, бойся…», т.к. данный запрет относиться к сфере богобоязненности человека (Мишна Брура 215:20). Имя Вс-вышнего запрещено произносить понапрасну не только на иврите, но и на других языках (Мишна Брура 215:19).

Кроме того, существует запрет произносить благословения, в которых нет необходимости. Некоторые ришоним (ранние комментаторы) считают, что это является запретом из Торы. Основание для этого запрета — в Торе, в книге Шмот (20:6): «Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту…». Однако многие полагают, что запрет произносить благословения, в которых нет необходимости, является запретом мудрецов, поскольку Тора запретила только совершенно напрасное произнесение Имени, в данном же случае оно используется для восхваления Вс-вышнего, просто употреблено не к месту.

Этот запрет достаточно строгий, поэтому в любом случае, когда существует сомнение, произносить то или иное благословение или нет (кроме благословения после еды, когда человек насытится), принято «облегчать» закон и не произносить благословение вообще (Рамбам 11:15, Мишна Брура 215:20).

Если человек ошибся и произнес благословение без надобности, он должен сразу же сказать: Барух шем квод малхуто лэ-олам ва-эд («Благословенно Имя царства Его во веки веков»), как бы исправляя свою ошибку (Шулхан Арух 206:6).

В заключение приведем рассказ из книги Хаей Адам (5:1). Интересно, что эта книга является классическим сборником еврейских законов и это практически единственный рассказ, который приведен в ней. Отсюда можно сделать вывод о том, насколько строг запрет произносить имя Вс-вышнего понапрасну.

Когда скончался один большой праведник, в Небесном суде послышался голос: «Освободите место этому праведнику». Его встретили с величайшим почетом, вручили ему Свиток Торы и спросили:

— Выполнил ли ты то, что здесь написано?

— Да, — ответил он.

— Кто может быть свидетелем, что ты выполнял те заповеди, которые в ней записаны?

Вдруг появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем перед ним положили Шулхан Арух и спросили:

— Выполнял ли ты законы Устной Торы?

И снова появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем его спросили:

— Не произносил ли ты Имя Вс-вышнего понапрасну?

Он промолчал в ответ. Спросили:

— Есть ли свидетели по данному вопросу?

Вдруг появилось множество ангелов смерти, одетых в черные одежды. Каждый из них говорил, что был создан в такой-то день, когда этот человек произнес имя Вс-вышнего понапрасну.

Все члены Небесного суда разорвали свои одежды и вынесли ему страшный приговор: либо спуститься в Геином, либо вернуться на Землю в другой жизни (гильгуль).

Он выбрал Геином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.