Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Годовое количество осадков предопределено и не зависит от наших молитв?

Темы: Дождь, Рав Реувен Куклин, Предопределенность

Отложить Отложено

У меня вопрос по поводу холодной зимы 2012 года: ответ, конечно, интересный и, судя по погоде, правильный, то есть предсказания корректны. Но тут возникает основной вопрос: неужели количество годовых осадков предсказано заранее и не зависит от наших молитв за дождь и, вообще, не зависит от нашего поведения? — Это сильно противоречит Торе. Давид

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид,

Вы задаёте верный вопрос. Несомненно, количество осадков зависит, прежде всего, от наших молитв и других действий, как сказано в Торе (Дварим 11, 13—14): «И будет, если внимать будете заповедям Моим, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любить Господа, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей вашей душой, то дам Я дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний…».

Однако, с другой стороны, мы должны знать: есть времена, которые больше «подходят» для Б-жественного изобилия, а есть такие, которые подходят меньше. Так, например, мы видим, что обычно дожди бывают в Израиле зимой, а не летом. И так сказано в книге Коэлет (3, 1): «Всему (своё) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами».

Сказанное объясняет слова мидраша Элиягу Рабба, приведённые в упомянутом Вами ответе. Элиягу Рабба не имеет в виду, что молитвы и добрые дела не влияют на количество осадков. Речь о том, что тот год, когда третье швата выпадает на пятницу, — более «подходящий» для дарования дождей.

Можно привести интересный пример. Эта зима в Израиле изобиловала дождями (а также во многих местах — снегами). Более того, изобилие началось именно в тот день, когда начинают молиться о дожде. Внезапно дожди прекратились на месяц, осадки практически не выпадали. Это был месяц массированной травли богобоязненных евреев в израильских СМИ. Как только травля закончилась, дожди возобновились. Даже в зиму, которая больше всего «подходит» для дарования дождей, наши действия, не дай Б-г, могут задерживать дожди, и, наоборот, умножать их.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Знание Б-га не противоречит свободе выбора?

Рав Реувен Куклин

Все предопределено, и свобода дана?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Свобода выбора и предопределение 1

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.