Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Отношения между товарищами важны, а судьба молодой женщины значения не имеет?

Темы: Помолвка, Еврейские знакомства, Шидух, Злословие, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав Шуб. С большим удивлением и разочарованием прочитала в Вашем ответе «Как себя вести с клеветником?», что человек виноват в том, что он рассказал нехорошие вещи о товарище и это привело к разрыву помолвки. То есть отношения между товарищами важны, а судьба молодой женщины, которая оказалась бы связанной на всю жизнь с человеком недостойным, значения не имеет. Теперь я понимаю цену харедимным шидухим. Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. На самом деле Вы затрагиваете очень важную и актуальную тему. Как ни странно, эта область — что можно и что нельзя говорить, когда Вас спрашивают о шидухе, — регулируется множеством законов. Им даже посвящена целая глава в той же книге Рава Сильвера о взаимоотношениях между людьми, откуда был взят рассказ, который Вам не совсем понравился.

Поэтому уместно привести выдержки из этой книги — они помогут составить верное представление об этой области.

  • 1. Каждый молодой человек или девушка, получив предложение о шидухе, обязаны выяснить все необходимое о своем потенциальном супруге и его семье. Тем более — если они уже встречаются.
  • Это нужно сделать для того, чтобы убедиться, подходят они друг другу или нет, а также для того, чтобы проверить, нет ли каких-то обстоятельств, способных помешать нормальному развитию семейных отношений.

    Вступив в брак с неподходящим человеком, супруги могут очень быстро разочароваться, и вместо любви в их сердце появится ненависть. Тогда они могут незаметно для себя начать мстить, хранить в сердце злобу или нарушать другие запреты. Такое положение вещей разрушительно, поэтому мудрецы заранее предостерегают нас от таких ошибок. Нельзя создавать ситуации, из которых потом очень тяжело выбираться.

    Заповедь «люби ближнего, как самого себя» не обязывает нас «искусственно» любить людей, с которыми мы несовместимы. При этом причины несовместимости могут быть различными. Но когда молодые люди хотят пожениться и видят в создании семьи важную заповедь (при этом частично знакомы и с недостатками другой стороны), им, наоборот, надо помочь увидеть все положительные стороны другого и научиться избегать конфликтов.

    (Ниже говорится о действиях юноши; девушке в этих случаях следует поступать так же).

    Как получить необходимую информацию?

  • 2. Поскольку в большинстве случаев невозможно получить всю необходимую информацию, только встречаясь с девушкой, рекомендуется обратиться к ее знакомым или родственникам с просьбой рассказать о ней и ее семье. Разрешено выяснять любую информацию, которая может помочь жениху сделать правильный выбор. Даже когда эти люди указывают на отрицательные моменты, во многих случаях запрет злословия (лашон а-ра) не нарушается, ведь жених хочет быть объективным при выборе супруги и устроить свою жизнь. А если от него скроют важную информацию, он может совершить непоправимую ошибку.
  • Тем не менее, люди, которых расспрашивают о том или ином человеке, должны быть предельно осторожны, чтобы не добавить ничего лишнего и не навредить молодой паре. Иногда, рассказав неприятную историю, можно разрушить человеку всю жизнь.

  • 3. Разрешается выяснять все необходимое о девушке через третье лицо, если это более удобно или если жених (или его родители) по какой-то причине не могут сделать это сами.
  • 4. Обращаясь к людям с целью узнать все необходимое о другом человеке, жених (или его шалиах) обязан предупредить, что речь идет о шидухе. Именно это позволяет второй стороне быть более откровенной.
  • Что же касается Ваших замечаний, то, по-моему, они не совсем правомерны. Во-первых, в рассказе не говорится: то, что этот человек рассказал о своем друге, было правдой. Вполне возможно, он просто оклеветал невинного человека. Во-вторых, не сказано, что этого человека попросили рассказать о своем друге, желая узнать, подходит он девушке или нет. Ведь в таком случае необходимо рассказывать правду, как указано в законах, приведенных выше. Вполне возможно, этот человек просто повсеместно рассказывал нехорошие вещи о своем друге, что, безусловно, запрещено. И это, в конце концов, дошло до семьи девушки. В-третьих, в рассказе говорится о том, что помолвка уже состоялась. Т.е. жених и невеста уже получили всю необходимую информацию друг о друге, и даже если были какие-то негативные моменты, то, очевидно, о них тоже стало известно. Но молодые люди решили, что это не помешает им вступить в брак. Поэтому негативная информация, распространяемая после помолвки, уже не приносит никакой пользы и обычно может только повредить.

    С уважением, Яков Шуб

    Читайте также: тема Помолвка — Эрусин

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.