Темы: Помолвка, Еврейские знакомства, Шидух, Злословие, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав Шуб. С большим удивлением и разочарованием прочитала в Вашем ответе «Как себя вести с клеветником?», что человек виноват в том, что он рассказал нехорошие вещи о товарище и это привело к разрыву помолвки. То есть отношения между товарищами важны, а судьба молодой женщины, которая оказалась бы связанной на всю жизнь с человеком недостойным, значения не имеет. Теперь я понимаю цену харедимным шидухим. Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. На самом деле Вы затрагиваете очень важную и актуальную тему. Как ни странно, эта область — что можно и что нельзя говорить, когда Вас спрашивают о шидухе, — регулируется множеством законов. Им даже посвящена целая глава в той же книге Рава Сильвера о взаимоотношениях между людьми, откуда был взят рассказ, который Вам не совсем понравился.
Поэтому уместно привести выдержки из этой книги — они помогут составить верное представление об этой области.
Это нужно сделать для того, чтобы убедиться, подходят они друг другу или нет, а также для того, чтобы проверить, нет ли каких-то обстоятельств, способных помешать нормальному развитию семейных отношений.
Вступив в брак с неподходящим человеком, супруги могут очень быстро разочароваться, и вместо любви в их сердце появится ненависть. Тогда они могут незаметно для себя начать мстить, хранить в сердце злобу или нарушать другие запреты. Такое положение вещей разрушительно, поэтому мудрецы заранее предостерегают нас от таких ошибок. Нельзя создавать ситуации, из которых потом очень тяжело выбираться.
Заповедь «люби ближнего, как самого себя» не обязывает нас «искусственно» любить людей, с которыми мы несовместимы. При этом причины несовместимости могут быть различными. Но когда молодые люди хотят пожениться и видят в создании семьи важную заповедь (при этом частично знакомы и с недостатками другой стороны), им, наоборот, надо помочь увидеть все положительные стороны другого и научиться избегать конфликтов.
(Ниже говорится о действиях юноши; девушке в этих случаях следует поступать так же).
Как получить необходимую информацию?
Тем не менее, люди, которых расспрашивают о том или ином человеке, должны быть предельно осторожны, чтобы не добавить ничего лишнего и не навредить молодой паре. Иногда, рассказав неприятную историю, можно разрушить человеку всю жизнь.
Что же касается Ваших замечаний, то, по-моему, они не совсем правомерны. Во-первых, в рассказе не говорится: то, что этот человек рассказал о своем друге, было правдой. Вполне возможно, он просто оклеветал невинного человека. Во-вторых, не сказано, что этого человека попросили рассказать о своем друге, желая узнать, подходит он девушке или нет. Ведь в таком случае необходимо рассказывать правду, как указано в законах, приведенных выше. Вполне возможно, этот человек просто повсеместно рассказывал нехорошие вещи о своем друге, что, безусловно, запрещено. И это, в конце концов, дошло до семьи девушки. В-третьих, в рассказе говорится о том, что помолвка уже состоялась. Т.е. жених и невеста уже получили всю необходимую информацию друг о друге, и даже если были какие-то негативные моменты, то, очевидно, о них тоже стало известно. Но молодые люди решили, что это не помешает им вступить в брак. Поэтому негативная информация, распространяемая после помолвки, уже не приносит никакой пользы и обычно может только повредить.
С уважением, Яков Шуб
Читайте также: тема Помолвка — Эрусин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Браха Губерман
Вы хотите правильно понимать эти слова? Мечтаете найти свое личное счастье и обрести домашний очаг? В таком случае эксклюзивное интервью с известной шадханит рабанит Ханой Лернер, соединившей немало еврейских пар, именно для вас!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Ашер Кушнир
Получается, что шидух надо искать у шадханиёт. Но где они?
Рав Бенцион Зильбер
Я имею право разорвать помолвку?
Рав Исроэль-Меир Лау
Как происходит еврейская «помолвка»? Обычаи, связанные с эрусин.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Моше Пантелят
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.