Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли в шабат очищать помидор от шкурки? (В будни я всегда очищаю его). Спасибо.
Запрет борэр («выбирания») является одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Однако, в отличие от остальных 38 работ, при соблюдении некоторых условий выбирание будет рассматриваться не как запрещенная работа, а как обычный способ принятия пищи. Перечислим эти условия:
1) Выбирание производится непосредственно перед началом трапезы.
2) Выбирание производится вручную, а не при помощи специальных приспособлений (обычно столовые приборы — нож, вилка и т.п. — рассматриваются как «продолжение руки», а не как специальное приспособление).
3) Съедобное выбирается из несъедобного.
Следует отметить: когда речь идет об очищении от скорлупы, кожуры и т.п., несъедобное отделяется от съедобного, но все равно это действие не рассматривается как запрещенная работа, а считается обычным способом принятия пищи — так как нет другой возможности добраться до съедобного (Беур Алаха 321). Следовательно, при соблюдении указанных условий разрешено отделять кожицу (корку, скорлупу, кожуру) не только от помидора, но и от любых других продуктов, например, от апельсинов, от орехов и т.п.
Что касается конкретно Вашего вопроса: очищать помидор разрешено даже без соблюдения трёх указанных условий. Объясним вкратце этот закон. Гемара (Шабат 139 б) говорит, что разрешено процеживать вино и воду через специальное приспособление, даже когда в них плавают частички грязи, поскольку большинство людей обычно не обращают на это внимания и пьют, не процеживая. Т.е. поскольку большинство людей готовы употреблять воду в таком виде, отделение этой грязи не рассматривается как запрещённая работа, даже если это делается без соблюдения упомянутых условий. Соответственно, поскольку абсолютное большинство людей ест помидоры вместе кожицей, её отделение не рассматривается как запрещенная работа. Кроме того, сама шкурка считается с помидором единым целым.
Правда, Беур Алаха (319:10) говорит, что человеку, который в обычные дни всегда процеживает воду от грязи и не готов пить её без этого (хотя большинство людей пьёт без этого), запрещено процеживать воду в субботу. Но там речь идет об отделении грязи, которая сама по себе непригодна в пищу. А в нашем случае: кожица помидора является частью пищи и считается с помидором одним «видом», поэтому отделять ее разрешено даже человеку, который постоянно делает это в будний день, и без соблюдения трёх условий, как было сказано выше (Шмират Шабат кэ-Илхата 3, прим 78).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Запрет отбора в субботу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Гади Поллак
Вильям Баткин
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Проходя через сорок сеа воды в микве, человек как бы проходит через начальные этапы Творения мира.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.