Темы: Пиркей Авот, Билам, Авраам, Еврейские качества, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак правильно перевести слова из мишны 19 из пятого раздела Поучения Отцов? Там говорится о качествах учеников Авраама и Билама. Руах немуха и руах гвоа. А так же нефеш шфела и нефеш рахава? В обычном словаре эти понятия не приводят. Заранее благодарю.
Аснат
Уважаемая Аснат!
Очень хорошо, что Вы учите Пиркей Авос в оригинале и не пользуетесь переводами. С Б-жьей помощью, Вы скоро начнёте всё понимать самостоятельно. Даже если поначалу Вам будет трудно, потом ваши усилия принесут обильные плоды. Перед Вами откроется целый мир литературы, доступной только тем, кто читает на Святом Языке.
На Пиркей Авос существует огромное количество комментариев. Конечно, охватить весь этот материал за один раз совершенно невозможно. Для понимания простого смысла написанного в этой мишне советую Вам пользоваться комментариями Раши, Бартенура, Тиферес Йисроэль. (Раши часто печатают отдельным изданием, в то время как Бартенура и Тиферес Йисроэль входят в стандартное издания книги Мишна).
После того, как Вы усвоили простой смысл написанного, Вы сможете перейти к более сложным комментариям, таким как Рабейну Йона, Рамбам, Маараль, Хосид Йавец.
Теперь ответ на Ваш вопрос:
Руах нэмуха. Бартенура объясняет, что речь идёт о необыкновенной скромности Авраама.
Руах гвоа. ибо сказал Билам: (Бэмидбар 24:16) «Говорит слышащий речения Б-жьи и ведающий промысел Всевышнего, видения Всемогущего зрит и падает, но с глазами открытыми» — т.е. Билам отличался необыкновенной гордостью.
Нэфеш шфела. Бартенура: осторожность (в выполнении заповедей) и отстранение от вожделений. Тиферес Йисроэль: Авраам не стремился к достатку, был доволен тем, что у него есть.
Нэфеш рэхава. Бартенура: что если бы Билам не погряз в вожделениях, не посоветовал бы Балаку отдать дочерей Моава на разврат. И ещё написано про него, что жил он с ослицею своей.Тиферес Йисроэль: стремился к богатству, сказал (Бэмидбар 24:13) «Если даст мне Балак полный дом свой серебра и золота».
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Даже если человек будет работать изо всех сил — его служение невелико…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Гади Поллак
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.