Темы: Трапеза, Песах, Суббота, Женщина, Пасхальная Агада, Здоровье, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Помогите, пожалуйста. Вопросов много, а спросить не у кого.
1. По состоянию здоровья я не могу ужинать после 19 часов. Что же делать с заповеданной обильной шаббатней трапезой? Могу поесть только совсем немного. Пробовала много раз, и мне потом нехорошо.
2. Идёт Песах.
а) Надо ли убирать из кухни некошерную неиспользуемую посуду, типа тарелок, или можно просто ими не пользоваться?
б) Могу ли я пользоваться свежевыжатым апельсиновым соком вместо вина, которого у нас нет?
в) Могу ли я, женщина, проводить Агаду?
Вопросов ещё много, но задавать их все сразу мне неудобно. Буду благодарна за ответы. С уважением, Лия
Уважаемая Лия,
Большое спасибо за Ваши вопросы.
1. Обязанность есть во время субботних трапез распространяется как на мужчин, так и на женщин. Изначально необходимо, чтобы все три субботние трапезы были с хлебом (во время третьей трапезы при необходимости возможны другие варианты; если для Вас это актуально, проконсультируйтесь у раввина). Минимальное количество хлеба, которое необходимо съесть, чтобы это считалось трапезой, — кэ-бейца. Если для Вас такое количество также слишком велико, можно полагаться на мнение тех галахических авторитетов, которые считают, что минимальный размер субботней трапезы это кэ-зайт (Элия Рабба 291:3, Орух а-Шулхан 291:7). Необходимо съесть это количество хлеба в течение 4 минут (если это тоже сложно, то, по крайней мере, в течение 6—9 минут). Если Вам трудно съесть даже такое количество хлеба вечером, то необходимо хотя бы сделать вечером кидуш и съесть как минимум кэ-зайт пирога или другой выпечки (мэзонот) или — минимум — выпить рэвиит кошерного вина или виноградного сока. В последнем случае надо устроить три трапезы в субботу днем (Мишна Брура 274:9). Если и это невозможно, то надо просто сделать три трапезы в субботу днем. При этом в первой трапезе делают кидуш — такой же, как вечером, но без первой части, начинают сразу с благословения на вино (Мишна Брура 291:5).
Объём кэ-бейца — по мнению Хазон Иша приблизительно 100 сантиметров кубических, по мнению Рава Хаима Ноэ 58 сантиметров кубических. Кэ-зайт — по мнению Хазон Иша приблизительно 50 сантиметров кубических, по мнению Рава Хаим Ноэ 29 сантиметров кубических. Рэвиит — по мненю Хазон Иша приблизительно 150 миллилитров, по мнению Рава Хаима Ноэ 86 миллилитров. В Вашем случае можно полагаться на мнение Рава Хаима Ноэ.
2. Шулхан Орух (451:1) говорит: ту посуду, которую использовали для квасного (хамца) и не собираются кашеровать и использовать на Песах, необходимо очистить от видимых остатков хамца и поместить отдельно, в такое место, которое обычно не используется. Это необходимо сделать для того, чтобы случайно не воспользоваться ею в Песах. Посуду, которую невозможно очистить от видимых остатков хамца, необходимо продать нееврею вместе с прочим квасным.
3. Изначально необходимо приложить все усилия, чтобы достать на Песах вино либо виноградный сок, даже, если это связано с материальными затратами (Шулхан Орух 472:13), поскольку, выполняя эту заповедь, мы оповещаем о чудесах, которые происходили с еврейским народом при выходе из Египта. Сегодня в большинстве крупных городов Украины существуют еврейские общины, в которых можно достать кошерное вино или сок на Песах.
Если невозможно достать сок или вино, то разрешено использовать вино из изюма. Мишна Брура (272:15,16) пишет, как его приготовить: взять не совсем сухой изюм (в котором еще осталось немного влаги), помять или порезать его, а затем залить водой. Желательно при этом также выжать его, затем следует дать настояться в течение трех дней или сварить эту смесь. Чтобы на него можно было произнести благословение Борэ при а-гофен («Создающий плод виноградной лозы»), изначально изюм необходимо положить в пропорции: чуть больше одной части изюма на три части воды (Минхат Шабат 77:8, Беур Алаха, 204). В крайнем случае, можно полагаться на мнения тех, кто считает, что изюм может составлять чуть больше одной шестой (При мегадим, Мишна Брура 272:16).
Если невозможно приготовить вино из изюма, разрешено использовать хамар медина, т.е. напиток, который распространен в данной местности и который пьют не только для того, чтобы утолить жажду, но и на каких-то важных мероприятиях, или угощают гостей. Мне не кажется, что сегодня на Украине апельсиновый сок является распространенным напитком, поэтому он не подходит для этих целей. В Вашем случае, если нет другого выхода, можно полагаться на мнение галахических авторитетов, которые считают, что можно использовать чай с сахаром (Орух а-Шулхан 296:13, Шмират шабат кэ-илхата 60:3). Чай должен быть не горячим, чтобы его можно было пить залпом.
4. Обязанность рассказывать о выходе из Египта распространяется и на женщин. (Шулхан Орух 472:14). Существует спор: эта обязанность женщин — установлена Торой или мудрецами. В любом случае, если по каким-то причинам Ваш муж не может проводить Седер, то Вам следует провести Пасхальный седер самой.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Какие молитвы говорят перед едой?
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.