Шалом. Расскажите подробно про ашкеназскую и сефардскую традицию крепить мезузу.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Перечислим некоторые законы установления мезузы и различия между традициями сфарадим и ашкеназим.
1. Мезузу прикрепляют на расстоянии не более тэфаха (мера длины, соответствует 8 см. по мнению Рава Хаима Ноэ и 9,6 см. по мнению Хазон Иша) от внешней стороны дверного косяка. В этом вопросе нет различия между традициями сфарадим и ашкеназим.
2. Мезузу прикрепляют с правой стороны дверного косяка (чтобы она находилась справа от человека, входящего в комнату).
3. О том, на какой высоте следует прикреплять мезузу, мнения ришойним (ранних комментаторов) разделились. По мнению Рамбама, изначально мезузу следует прикреплять точно в начале верхней части (трети) дверного косяка. Если ее установили выше, это все еще считается кошерным. Мнение Рамбама приводится в Шулхан Орухе (289:2), и в соответствии с ним установлен обычай сфарадим. Необходимо точно отмерить, где находится начало верхней трети дверного косяка, т.к. если даже часть мезузы расположена ниже этой точки, это считается некошерным. Если тяжело точно отмерить, лучше установить мезузу выше, чтобы она гарантированно находилась в верхней трети, т.к. это считается кошерным (см. выше).
4. Мнение Роша: нет необходимости прикреплять мезузу точно в начале верхней части дверного косяка, изначально ее можно прикрепить в любом месте в верхней трети — при условии, что она не находится на расстоянии меньше тэфаха от верха. В соответствии с этим мнением установлен обычай ашкеназим: прикреплять мезузу приблизительно на уровне глаз.
5. Обычай ашкеназим — прикреплять мезузу так, чтобы верхняя часть была немного наклонена в сторону комнаты. Если дверной косяк узкий и мезузу нельзя прикрепить наклонно, то можно прикрепить ее просто вертикально. Большинство сфарадим изначально устанавливают мезузу вертикально, однако некоторые также наклоняют ее в сторону комнаты.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
А если это дорогие мезузы высшего качества?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Реувен Куклин
А если косяк очень узкий?
Рав Яков Шуб
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.