Темы: Суббота, Одежда, Яков Шуб, Стирка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Скажите, пожалуйста, если в шабат ребенок (школьник) описал постель, можно ли налить на это пятно на матрасе воды? Матрас не трогают руками, не переставляют, никто не будет его отжимать и т.д. Просто сверху льют воду. Иначе от постели будет весь день неприятный запах. Большое спасибо за ответ. Большое спасибо за сайт и Вашу работу. Шавуа тов.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Одной из 39 работ, которые выполнялись при строительстве Мишкана, было отбеливание. Отбеливали шкуры животных, которые в дальнейшем использовались для покрытия Мишкана. Соответственно, отбеливание является работой, запрещенной в Шаббат Торой. Замачивание (шрия) является одной из производных работ (толада) отбеливания, т.к. способствует очищению одежды. Соответственно, оно также запрещено Торой. Замачивать запрещено, даже когда человек не стремится очистить одежду, поскольку она очищается в любом случае, хочет он этого или не хочет (Мишна Брура 302:55).
Ситуацию, подобную той, о которой Вы спросили, обсуждали уже ранние комментаторы (ришойним). Они говорили о случае, когда ребенок сидел на руках у мамы и намочил пеленки так, что одежда матери также намокла. В этом случае мама не может молиться и произносить благословения. Рабейну Там предлагает следующее решение проблемы: пусть женщина омоет руки, а затем вытрет их об одежду, которая намокла, таким образом «аннулируя» мочу. По мнению Рабейну Тама, запрет замачивать одежду (шрия) не распространяется на случаи, когда одежда одновременно с замачиванием грязнится (дэрэх лихлух). А когда человек вытирает руки об одежду, одежда грязнится, даже если руки предварительно помыли. Бейт Йосеф (302) детально разбирает это решение и в конечном итоге приходит к выводу, что, по мнению Рабейну Тама, разрешено только вытереть мокрые руки об одежду. Но запрещено омывать руки так, чтобы вода стекала на одежду, и тем более просто лить воду на одежду, т.к. тогда одежда очищается, даже если человек в этот момент не заинтересован в стирке. Это приводится у Рамо (302:10).
Получается, что в Вашем случае будет запрещено лить воду на матрас, даже если Вы хотите просто убрать запах. Поскольку таким образом матрас очищается, а это подпадает под запрет замачивать одежду, как было сказано выше. Патент, который предлагает Рабейну Там, очевидно, также не совсем актуален в Вашем случае. Однако разрешено выставить матрас на воздух, чтобы он проветрился, т.к. в этом случае нет опасения, что люди подумают, будто матрас постирали в Шаббат.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Чем запрещённая в субботу «работа» отличается от её «производной»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гади Поллак
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Неизвестный автор
Молодые девушки-арабки стирают вещи в старом корыте.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Мендель Агранович
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.