Темы: Рахель, Лея, Лот, Яаков, Первенец, Эсав, Братья и сестры, Значение слов в Торе, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Равы! Сравнивая Эсава и Якова, Тора как бы сравнивает их не в одной плоскости: глава Толдот 25:23 «и рав (большой, заметим, а не старший) будет служить цаир (младшему, а не меньшему!)». Сравнивается несравнимое (как метр и килограмм). То есть БОЛЬШОЙ почему-то будет служить не МАЛЕНЬКОМУ, как было бы логично предположить. Далее в главе Ваэце 29:16 уже называются дочери Лавана, но удивительно «соответствующим» образом: Лея — гдола (большая), Рахель — ктана (маленькая)… НО тут же ниже 29:26 Лаван называет одну, Рахель (причем называя её первой!!!) цэира (младшей), а Лею — вообще непонятным для женщины словом — бэхора (женский род от слова «первенец»!).
1. Почему Тора именно таким образом сравнивает братьев и сестёр?
2. Что означает бэхор (первенец) — более-менее понятно. Но кто такая бэхора? Каков её статус? Мало того, у Лавана есть сыновья (однако, кажется, НИКОГО из них Тора вообще не упоминает по имени!). Тода раба.
Дмитрий, Луганск (Украина)
Уважаемый Дмитрий,
Вы абсолютно правы, в этом стихе (Толдойс 25:23) мы находим целый ряд проблем:
— Читается гойим («народы»), а написано геим («великие» или «гордые»).
— Слово гой неожиданно меняется на синоним леом.
— Вместо гадоль («большой») написано рав («многочисленный»).
Нужно было написать либо вэ-hа-рав йаавод эс hа-цаир, что означало бы «большой будет служить младшему», или наоборот, вэ-эс hа-рав йаавод hа-цаир, «младший будет служить большому». А из того, как там написано, вообще непонятно, кто кому будет служить.
Раши объясняет: написание геим «намекает» на то, что из обоих народов — потомков Якова и потомков Эйсава — выйдут великие люди.
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш (см. также комментарий Раши) объясняет, что слово леом говорит о том, что от близнецов произойдут не просто отдельные нации, а два народа, которые будут коренным образом отличаться друг от друга по характеру. Яаков — человек скромный, живущий по книге, стремящийся в первую очередь к духовному совершенству. Эйсав — живёт мечом, стремится к господству над другими людьми, духовность ему чужда.
Большую часть истории цаир, т.е. малочисленный Яаков, служит раву — великому Эйсаву. Но в конце дней выяснится, что на самом деле всё было устроено именно для великого не числом, а духом Якова. Получится, что на самом деле великий служил малому.
Что касается стиха 29:26 (ведь это то, что Вы имели в виду) — давайте вместо него рассмотрим стих 19:31, где Тора использует такие же слова, говоря о дочерях Лота.
На самом деле слово бхира просто означает «старшая». Авраам ибн-Эзра считает что бхор — это всегда самый старший, поэтому он говорит, что предыдущие дочери Лота родились от другой жены. А Рамбан считает, что это слово означает просто «тот, который старше». В любом случае, это слово не означает какой-то особенный статус. Например, если первый ребёнок рождается с помощью кесарева сечения, он не получает двойную долю и его не выкупают. Тем не менее, его тоже можно назвать бхор.
С уважением, Берл Набутовский
Слушайте: Яаков и Эсав
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Ципора Харитан
Страшно: вдруг из-за моей замотанности дети будут неразвитые?
Журнал «Лехаим»
Могила праматери Рахели переходила из рук в руки. И сейчас арабы пытаются присвоить себе это священное для евреев место.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Перед праздником Песах
Рав Натан Агрес
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.