Темы: Суббота, Кидуш, Яков Шуб, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав! Скажите, пожалуйста, почему в субботу и праздники вечерний кидуш произносят стоя, а утренний сидя?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют три различных обычая, как делать вечерний кидуш. Некоторые стоят на протяжении всего кидуша, некоторые стоят в начале и садятся в середине, некоторые сидят на протяжении всего кидуша.
Рассмотрим каждый из этих обычаев. Шулхан Орух (271:10) пишет, что во время кидуша надо стоять. Мишна Брура объясняет (271:45), что первая часть кидуша «И завершено было сотворение неба и земли…» является свидетельством о сотворении неба и земли и, как любые свидетельские показания, произносить ее следует стоя. Затем продолжают стоять до конца кидуша. Существует мнение, что по Каббале также следует произносить весь кидуш стоя (Каф а-Хаим 271:62). Когда глава семьи произносит кидуш стоя, члены семьи и гости также должны стоять. Изначально во время кидуша все должны находиться у стола, возле тех мест, где собираются есть — чтобы хозяин дома мог выполнить заповедь кидуша также и «от их имени». После произнесения кидуша все садятся и выпивают вино. Этот обычай принят в сефардских и многих ашкеназских семьях.
Второй обычай: стоят в начале кидуша, поскольку это свидетельство о сотворении неба и земли, и садятся перед благословением на вино, т.к. это больше соответствует требованию устраивать кидуш там, где будет трапеза. Кроме того, когда хозяин дома произносит кидуш и «от имени» присутствующих, необходимо, чтобы все, кто присутствует за столом, намеревались есть вместе. А когда все вместе сидят за столом, ясно, что они собираются устроить общую трапезу (Рамо 271:10, МБ 271:45). Этот обычай принят во многих ашкеназских семьях.
Третий обычай: сидеть на протяжении всего кидуша. В этом случае полагаются на то, что ту часть, которая свидетельствует о сотворении неба и земли, уже произнесли стоя во время молитвы в синагоге. Поэтому, когда ее повторяют во время кидуша, нет необходимости снова вставать. Но все равно принято стоять, когда произносят первые четыре слова кидуша: «День шестой. И были завершены небо…». А потом садятся. На иврите начальные буквы этих слов составляют имя Вс-вышнего, поэтому принято стоять из уважения к Имени (Рамо 271:10, МБ 271:46). Этот обычай принят во многих ашкеназских семьях.
Утренний кидуш по всем мнениям делают сидя, т.к. в нем нет свидетельства (Шаарэй Тшува 289:1). Кроме того, это больше соответствует требованию устраивать кидуш там, где будет трапеза, и лучше выражает намерение присутствующих есть совместно, как было сказано выше.
С уважением, Яков Шуб
Слушайте: Кидуш в субботний вечер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина