Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему цицит нужно грызть зубами?

Темы: Цицит, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом. Почему нельзя отрезать кисти цицит ножом или ножницами? Если такое действие сделано по незнанию или ошибке, остается ли цицит кошерным? Как быть, если внезапно выяснилось, что одна из нитей стала короче, но неизвестно, когда и как это произошло? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Мишна Брура (11:61) пишет, что когда человек отделяет нить необходимой длины для изготовления цицит, то сделать это он должен не ножом, а зубами.

Отрезать нить цицит ножом запрещено по той же причине, что и использование железа при создании и «эксплуатации» жертвенника в Храме. Сказано в Торе: «И устрой там жертвенник Г-споду, Б-гу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа» (Дварим 27:5). Мишна (Мидот 3:4) объясняет, что железо было создано для того, чтобы укорачивать жизнь человека. Поэтому не следует, чтобы железо касалось жертвенника, который создан, чтобы продлевать жизнь. Так же и цицит являются сгулой («средством») для долголетия, как сказано в Талмуде (трактат Шаббат 32 б): из-за невыполнения заповеди цицит дети человека могут умереть в раннем возрасте. Поэтому не следует использовать железо (нож, ножницы) для отрезания нитей цицит.

Итак, Мишна Брура пишет, что нить для цицит необходимо отделять зубами. Объясняет автор комментария Махацит а-Шекель (комментатор Маген Авраама, который приводит этот закон от имени а-Шло), что количество нитей цицит — 32 (4 кисти, 8 нитей на каждой кисти) — соответствует количеству зубов у человека — 32. Поэтому выполнение заповеди цицит является также сгулой от зубной боли. Если не получается откусить нить для цицит зубами, разрешено отрезать её пластмассовым ножом, стеклом или пережечь спичкой. Разрешено также использовать нож из другого металла, не железа, например, серебра или меди.

Необходимо отметить: мы говорили здесь только о том, каким образом нужно отделять нити для цицит, но не о кошерности самих цицит. Поэтому даже если нити цицит были отрезаны железным ножом, сами цицит являются кошерным по всем мнениям.

Перейдем к Вашему второму вопросу. Не во всех случаях, когда оборвалась нить цицит, сами цицит становятся некошерным. Приведем несколько основных составляющих данного закона:

1. Если на одной кисти цицит оборвалась одна из 8 нитей — цицит остаются кошерными по всем мнениям, даже если нить оторвалась полностью.

2. Если на одной кисти цицит оборвались 2 нити из 8, то если эти нити находятся с одной стороны и при завязывании цицит следили за тем, чтобы всегда 4 нити были с одной стороны и 4 нити с другой, то цицит остаются кошерными. Если эти 2 нити находятся с разных сторон, либо при завязывании цицит не следили, чтобы всегда 4 нити были с одной стороны и 4 нити с другой, то цицит становятся некошерными. Однако это лишь в том случае, когда нити оборвались полностью. Если же длина одной из нитей составляет 4 см., по мению Рава Хаима Ноэ, или 5 см., по мнению Хазон Иша, то цицит остаются кошерными.

3. Если оторвались 3 и более нитей из 8, то обычно цицит становятся некошерными. Однако если нет возможности достать другие цицит, необходимо спросить у раввина, что делать в конкретной ситуации.

4. Как было сказано выше, то, как именно оторвались нити цицит, не влияет на кошерность самих цицит.

5. Как только было обнаружено, что цицит стали некошерными, необходимо их снять.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Тхелет. В поисках утраченного

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.