Темы: Наказание, Рав Реувен Куклин, Лех Леха, Египет, Фараон, Сара, Значение слов в Торе, Цараат
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШолэм алейхем!У меня вопрос по главе «Лех лехо».Когда Авром-овину вместе с Сарой пришел в Египет, то фараон забрал Сару и Все-ний наказал его и весь его дом язвами (лошн кэйдеш «негоим»). РаШИ пишет, что фараон был наказан «раатановым» недугом. Но я хотел бы знать, дом фараона был также наказан «раатоновым» недугом? Нохум Симхэ, Киев
Уважаемый Нухэм Симхэ,
Прежде всего, нам необходимо понять, что имеет в виду Тора, когда говорит о «доме фараона».
Таргум Ункелос переводит слова «дом фараона» как «его домочадцы». И в этом значении («домочадцы») слово «дом» употребляется в Торе в очень многих случаях (например, только в книге Берешит в этом смысле слово «дом» употреблено в следующих местах — 7, 1; 18, 9; 24, 28; 34, 19; 45, 2; 45, 16; 46, 27; 46, 31; 46, 31; 47, 12, 47, 12, 50, 2; 50, 8; 50, 22). Алших пишет, что домочадцы фараона были наказаны за то, что не возражали против действий фараона.
Однако комментаторы пишут: несмотря на то, что домочадцы были также наказаны (Сфорно, Мальбим и Мэшэх Хохма), их язвы были не так страшны, как язва самого фараона. Ведь их грех не был настолько велик, как грех самого фараона.
Комментаторы добавляют, что об этом различии в «уровне» недуга мы можем прочесть в самом стихе (Берешит 12, 17): «И поразил Господь Паро язвами великими, и (также) его дом, из-за Сарай, жены Аврама». Из того, что Тора не пишет: «И поразил Господь фараона и его дом язвами великими», мы учим, что язвы «дома фараона» не были так велики, как язвы самого фараона.
Мидраш Танхума (глава Лех Леха 5) сообщает, что Тора, употребляя здесь выражение «дом фараона», «намекает», что и стены его дома также поражены язвами. Однако я не нашёл у комментаторов сведений о том, каким недугом были поражены стены дома фараона. Возможно, теми, которые упоминаются в главе Мецора (14, 35).
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.