Темы: Запреты, Реувен Куклин, Рабейну Гершом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ слыхал, что вместе с запретом многоженства р. Гершон запретил также и чтение чужих писем. В связи с этим возникает два вопроса:
1. Распространяется ли этот запрет на наши дни, ведь его действие ограничивалось 1000 лет?
2. Распространяется ли этот запрет на электронную почту, распространяется ли на другие виды электронной переписки (например, сообщения в facebook, одноклассниках и т.п.)? О.
Уважаемый О.,
Заботясь о своём и следующих поколениях, рабейну Гершом издал около десяти постановлений, получившие название «херем». Все его постановления приведены в книге Беэр а-Гола (на Шульхан Арух, Йорэ Дэа 334). В числе постановлений рабейну Гершома — запрет многожёнства и запрет чтения чужих писем.
О Ваших вопросах:
1. Маарик (101, 4) пишет от имени Рашба, что Рабейну Гершом определил срок действия своих постановлений: только до конца 5-го тысячелетия. И так пишет Шульхан Арух (Эвен а-Эзер 1, 10), что Рабейну Гершом постановил свои постановления только до конца 5-го тысячелетия. Поскольку сейчас мы находимся в 5771-ом году (более чем 700 лет после окончания 5-го тысячелетия!), казалось бы, что все его запреты (и запрет читать чужие письма в том числе) в наши дни недействительны. Несмотря на это, некоторые запреты, по различным причинам, продолжают действовать и в наши дни, как это следует из слов Рамо (там). В число запретов, действительных и в наши дни, входят и упомянутые Вами запреты. Подробнее о причинах того, что запрет чтения чужих писем действителен и в наши дни см. Тшувот вэ-анhагот (Йорэ Деа 388), Асэ Лэха Рав (42).
2. Несомненно, запрет читать чужие письма распространяется также и на другие виды электронной переписки. Однако если это письмо не личное, а «открытое», написанное для публики, нет запрета его читать.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Правда, ложь и чужие письма
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства
Рав Яков Шуб
Запрета, вроде, нет, но ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна...
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Яков Шуб
Ведь существует запрет чтения чужих писем...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.