Темы: Моше Гринберг, Мясное и молочное, Кашрут
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом.
Тора запрещает нам употреблять мясные и молочные продукты вместе. Я сварил борщ из говядины. Можно ли мне добавлять в борщ вместо сметаны майонез, состав которого следующий: вода, масло подсолнечное, загустители (крахмал модифицированный кукурузный, ксантариновая камедь), сахар, продукты яичные сухие (желток и меланж), соль поваренная пищевая, кислоты (уксусная, молочная), консерванты (кислота сорбиновая, Е385), ароматизатор идентичный натуральному «Горчица», краситель бета-каротин. То есть, таким образом, единственное в составе этого майонеза, что есть молочного, — это кислота молочная. Мой вопрос: можно ли согласно Торе употреблять данный майонез вместе с говяжьим борщом, не нарушая при этом запрет Торы на употребление в пищу мясных и молочных продуктов одновременно? Заранее благодарен. С уважением, С.
С., здравствуйте.
Прежде чем ответить на Ваш вопрос я хотел бы уточнить: а говядина кошерная, была ли она зарезана кошерным образом? Если нет, она считается падалью, которую Тора запрещает есть. Конечно, это разные запреты из Торы, но запрет есть падаль приводится в том же отрывке, только несколькими словами ранее. Святость и избранность еврейского народа связывается именно с запретом на употребление падали, т.е. некошерного мяса: «Не ешьте никакой падали… ибо ты народ, посвящённый Г-ду, Б-гу твоему». И только после этих слов идет запрет: «Не вари козлёнка в молоке матери его» (Дварим 14:21).
Надеюсь, мой вопрос был «не по адресу», и мясо, конечно, было кошерным.
Из тех ингредиентов, которые Вы перечисляете как составляющие майонеза, все являются нейтральными (парве). Молочная кислота, которая Вас смутила, обычно является продуктом биосинтеза крахмала. Особые виды бактерий потребляют глюкозу из крахмала и выделяют молочную кислоту. Конечно, можно изготовить молочную кислоту и из побочных продуктов молочного производства, но этот способ обычно не используется в России. Сказать точнее трудно, т.к. для этого нужно исследовать конкретное производство майонеза и всех его составляющих. Для этого и осуществляется раввинский контроль и проверка пищевых продуктов (хашгаха).
Вообще, в реальном производстве комбинат обычно производит несколько различных видов майонеза. В состав таких популярных марок майонеза как «провансаль» может входить 2—5% процентов молока. Различные марки майонеза производят на одних и тех же производственных линиях. В теории, линии должны промываться кипятком между производством разных сортов, но в действительности из-за экономии времени этого не происходит. В особенности, если оборудование новое, то емкости для смешивания майонеза только выскабливаются изнутри, и это считается достаточным для перехода к производству другого сорта.
Технология изготовления майонеза в промышленном производстве отличается от домашнего приготовления. Процесс смешивания ингредиентов происходит при температуре 85 градусов Цельсия, и, если в смеси присутствует молоко, мы считаем, что майонез и все емкости для его приготовления также становятся молочными.
Таким образом, несмотря на то, что все ингредиенты нейтральные, из-за того, что майонез, вероятно, был приготовлен в молочных ёмкостях, он будет считаться молочным и употреблять его с мясными продуктами «изначально» будет запрещено.
Ещё несколько слов об ингредиентах, входящих в тот сорт майонеза, о котором Вы пишите.
Часть из них не требует дополнительной проверки и считаются изначально кошерными: ксантановая камедь, сахар, соль поваренная пищевая, кислота уксусная, кислота сорбиновая. Но такие добавки как ароматизатор горчица, краситель бета-каротин, несомненно, требуют выяснения их кошерного статуса.
С уважением, Р. Моше Гринберг
Читайте: Кашрут в странах СНГ
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Мясо, попавшее в молоко
Рав Моше Пантелят
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смесь мясного и молочного
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.