Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-гу нужны мои слёзы?

Темы: Иштадлут, Тшува, Рав Реувен Куклин, Изучение Торы, Кавана

Отложить Отложено

Здравствуйте. На сайте нашел следующую цитату:

«Кто сказал тебе, что Б-гу нужна твоя молитва и твоя учёба? Что, если Ему нужнее твои слёзы и твои страдания?» Раби Мендл из Коцка

Я не могу ее понять. Пожалуйста, разъясните. С уважением, Дима

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Дима,

Здесь имеется в виду, что Всевышнему важно, сколько усилий человек приложил, чтобы выполнить определённую мицву, сколько ему пришлось трудиться ради исполнения воли Всевышнего.

Мишна в конце трактате Мнахот выводит этот принцип из того, что в Торе сказано «…жертва огнепалимая, благоухание, приятное Господу» по отношению ко всем трём видам жертвоприношений — животных, птиц или тонкой пшеничной муки. Говорит мишна: «Сказано о приношении животного жертва огнепалимая, благоухание приятное, и о приношении птицы жертва огнепалимая, благоухание приятное, и о приношении тонкой пшеничной муки жертва огнепалимая, благоухание приятное — чтобы научить нас: кто-то даёт больше, кто-то меньше, лишь бы намерение человека было во Имя Небес». Т.е. если человек беден и может принести лишь минху из тонкой пшеничной муки, Всевышний принимает это так же, как если бы тот принёс в жертву животное, стоящее большую сумму, — когда намерение человека во Имя Небес.

Об этом же говорится в благодарственной молитве, которую мы произносим после изучения Торы: «Благодарны мы Тебе за то, что установил Ты долю нашу с теми, кто сидит в доме учения, и не установил долю нашу с теми, кто сидит на рынках (торговцами), потому что мы трудимся и они трудятся: мы трудимся и получаем плату, а они трудятся и не получают платы». Т.е. мы трудимся и получаем плату за сам труд, а они трудятся, но получают плату не за сам труд, а за конечный результат. Если они приложили большие усилия, но не добились результата, платы они не получают. Иначе обстоит дело с тем, кто изучал Тору и приложил большие усилия, чтобы понять её: он получает награду за все свои усилия.

Приведу Вам случай, в котором явно видно действие этого «принципа».

В неком городе в Америке жил еврей, у которого была очень интересная профессия — он был… боксёром.

Когда его сыну исполнилось шесть лет, он должен был решить, в какую школу его послать. После недолгого раздумья боксёр решил послать сына в еврейскую школу. Он думал, что боксу сына он всегда сможет обучить, а вот еврейству не помешало бы, чтобы его немножко обучили в школе. Он вспомнил, что сам учился в еврейской школе и ничего страшного из этого не вышло.

Однако отец ошибся в расчётах. Вышло действительно страшное… и очень страшное. Сыну было интересно всё, что связано с Торой, и он стал приближаться к исполнению заповедей.

Он захотел ходить, как все религиозные люди, в кипе, но боялся, ведь его отцу не понравится такой вид. К тому же, его отец боксёр. Сын решил посоветоваться со своим учителем. Учитель сказал ему так: «Знаешь, что я тебе предлагаю: надень кипу, когда ты далеко от отца. Если ты видишь, что это приводит отца в ярость, сразу же сними и скажи: я пошутил». Сын так и сделал. Однако совет учителя не очень ему помог. Когда он первый раз поступил по совету учителя, отец применил к нему свои профессиональные навыки. Тем не менее, сын не отчаивался. Конечно, ему пришлось ещё несколько раз выступить в роли боксёрской груши, но, в конце концов, отец привык к мысли, что сын хочет соблюдать законы Торы.

Сын изучал Тору, пошёл в йешиву. Когда вырос, переехал в Израиль и был принят в йешиву Мир. Каждую пятницу перед субботой сын находил интересные диврей Тора и посылал отцу по факсу. Уже немолодой боксёр любил «слова Торы» — интересные толкования, которые ему посылал сын. С ним также произошло что-то страшное: отец приблизился к исполнению заповедей, захотел изучать Тору и Талмуд. Но как он будет изучать? Ведь он не знает ни единого слова на иврите! Даже алеф-бейт он не знает хорошо. Боксёр решил, что тот, кто эту кашу заварил, должен и расхлёбывать. Кто виноват? Учитель сына, с которого всё и началось. Вот пусть он теперь и отца обучает. Учитель согласился. Начали с алеф-бейт. Потом изучали Мишну, а после этого начали Талмуд. Талмуд давался боксёру непросто. Изучение одного листа Гмары заняло у него год.

Выучив этот лист, он был очень рад и захотел устроить трапезу в честь окончания изучения (сиюм). Пожилой боксёр позвонил великому раввину — раву Мойше Файнштейну. Он спросил, можно ли устроить трапезу, посвящённую окончанию изучения листа Гмары. Рав Мойше Файнштейн ответил, что о таком никогда не слышал. Он знает, что есть люди, которые устраивают сиюм по окончании изучения всего Талмуда, другие — после окончания изучения отдельного трактата, но чтобы кто-то устроил трапезу, изучив один лист, — об этом он никогда не слышал. Бывший боксёр и начинающий талмид-хахам рассказал раву Мойше Файнштейну, сколько усилий ему стоило выучить этот лист. Он уже год изучает его. Услышав это, рав Мойше Файнштейн сказал, что, конечно, в таком случае можно и даже нужно устроить трапезу в честь окончания изучения. «Более того, — сказал рав Мойше Файнштейн. — Я тоже приеду на эту трапезу». Несмотря на то, что рав Мойше Файнштейн жил на огромном расстояния от начинающего талмудиста, он проделал этот путь и приехал к нему.

В ночь после сиюма именинник скончался. На следующий день рав Мойше Файнштейн вновь проделал тот же путь — уже на похороны этого человека…

С уважением, Реувен Куклин

Учите: Талмуд онлайн

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.