Темы: Рав Реувен Куклин, Идолопоклонство, Уважение, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других» (В. Талмуд, Бава Батра 110а)
Не могли бы Вы прокомментировать это высказывание и более углубить понимание этого: верно ли я понял, что чуждая работа это авода зара (поклонение идолам)? Если нет — то о чем идет здесь речь? А если все же авода зара, по какой причине она предпочтительна перед милостью других? Большое спасибо за все предыдущие ответы, и заранее благодарю за последующие, которые, да будет на то Воля Ашема, будут. Михаэль
Здравствуйте, уважаемый Михаэль!
В самой гмаре объясняется, что речь не идёт об идолопоклонстве, не дай Б-г. Речь идёт о работе, которая чужда данному человеку. Например, говорит гмара, человеку, занимавшему прежде высокое положение в обществе, если у него нет другой возможности прокормиться, лучше сдирать кожу с мёртвой скотины, чем просить милостыню. Так же пишет Шулхан Арух (Йорэ Дэа, Законы подаяния 255, 1): «Пусть всегда избегает человек просить милостыню, пусть мучается в нужде, лишь бы не прибегать к милости других. И так повелели мудрецы: сделай субботу свою подобной буднему дню, но не прибегай к милости других. И даже если уважаемый мудрец обеднел, следует ему заниматься ремеслом, пусть даже мерзким, но не обращаться к милости людей». Итак, выражение «чуждая работа» означает такую работу, которая не подходит человеку по его общественному статусу.
В недельной главе Шмот (1, 13) говорится, что египтяне поработили сынов Израиля «тяжкой работой». Объясняет Талмуд (Сота 11а): «Давали мужскую работу женщинам, и женскую — мужчинам». Такова ещё одна разновидность «работы, чуждой человеку» — работа, которая противоречит природе и наклонностям человека.
Из слов Маараля (раби Йеуды-Ливы бар-Бецалель из Праги) следует, что слова мудрецов надо понимать так: когда человек занимается работой, которая ему чужда, это в какой-то мере самоуничтожение — ведь он делает то, что противоречит его природе. Но это лучше, чем просить милостыню, потому что это уже полное самоуничтожение: ведь человек не сделал ничего, чтобы заработать эти деньги.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Что означает фамилия Коликов?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Натан Агрес
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Мирьям Климовская
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.