Темы: Рав Реувен Куклин, Милосердие, Заповеди, Добрые дела
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Я иногда слышу, как люди, в основном, религиозные, говорят фразу типа: «Да удостоишься ты [совершения] мицвот и добрых дел». И я вдруг спросил себя, существует ли различие между мицвот и добрыми делами с точки зрения религии? Есть ли у наших мудрецов что-нибудь об этом различии, или просто так принято говорить и не стоит в это входить? Спасибо. М., Иерусалим
Уважаемый М.,
Разграничение между мицвот и добрыми делами мы находим уже у мудрецов. Это выражение встречается в литературе мудрецов во многих местах, в особенности же оно распространено в Мидраш Рабба.
Конечно, это различение имеет смысл, ведь слова мудрецов взвешены и точны.
Слово мицвот — «заповеди» — обозначает все заповеди Торы, а выражение «добрые дела» описывает только поступки по отношению к ближнему, различные проявления милосердия. Сочетание «добрые дела» относится только к поведению человека по отношению к другому человеку, потому что словом тов («хороший», «добрый») в святом языке называется именно тот, кто делает добро другим. Поэтому мы говорим в благословении Мэ-эйн шалош: «Ибо Ты, Господь, — Б-г добрый и творящий добро каждому…», т.е. поскольку Всевышний добр (тов — «хороший», «добрый»), Он творит добро каждому.
Правда, проявлять милосердие — это тоже мицва. Но эта заповедь отличается от других тем, что она не предписывает строго определённого действия: все поступки, в которых проявляется милосердие к другому человеку, являются в какой-то мере исполнением заповеди милосердия. Остальные же мицвот предписывают совершение строго определённых действий.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: 613 заповедей
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Барух Лехт
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Хафец Хаим,
из цикла «Любите делать добро»
Три части книги Ахават Хесед
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Реувен Куклин
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.