Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем заповеди отличаются от добрых дел?

Темы: Рав Реувен Куклин, Милосердие, Заповеди, Добрые дела

Отложить Отложено

Шалом! Я иногда слышу, как люди, в основном, религиозные, говорят фразу типа: «Да удостоишься ты [совершения] мицвот и добрых дел». И я вдруг спросил себя, существует ли различие между мицвот и добрыми делами с точки зрения религии? Есть ли у наших мудрецов что-нибудь об этом различии, или просто так принято говорить и не стоит в это входить? Спасибо. М., Иерусалим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый М.,

Разграничение между мицвот и добрыми делами мы находим уже у мудрецов. Это выражение встречается в литературе мудрецов во многих местах, в особенности же оно распространено в Мидраш Рабба.

Конечно, это различение имеет смысл, ведь слова мудрецов взвешены и точны.

Слово мицвот — «заповеди» — обозначает все заповеди Торы, а выражение «добрые дела» описывает только поступки по отношению к ближнему, различные проявления милосердия. Сочетание «добрые дела» относится только к поведению человека по отношению к другому человеку, потому что словом тов («хороший», «добрый») в святом языке называется именно тот, кто делает добро другим. Поэтому мы говорим в благословении Мэ-эйн шалош: «Ибо Ты, Господь, — Б-г добрый и творящий добро каждому…», т.е. поскольку Всевышний добр (тов — «хороший», «добрый»), Он творит добро каждому.

Правда, проявлять милосердие — это тоже мицва. Но эта заповедь отличается от других тем, что она не предписывает строго определённого действия: все поступки, в которых проявляется милосердие к другому человеку, являются в какой-то мере исполнением заповеди милосердия. Остальные же мицвот предписывают совершение строго определённых действий.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: 613 заповедей

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.