Темы: Обида, Рав Бенцион Зильбер, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! уважаемый ребе, Скажите, как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес и адрес своих близких? Если есть угроза жизни или здоровью, либо таковой нет? Заранее спасибо! Н., Россия
Уважаемый Н.!
Вы спрашиваете сразу о многих ситуациях.
Как еврей должен реагировать на оскорбление в свой адрес? В Торе есть запрет «не обижайте один другого словом» (лё тону иш эт амито, Ваикра 25, 17). Т.е. Тора запретила обижать и оскорблять другого человека словами. Но книга Хинух пишет, что этот запрет не распространяется на ситуацию, когда другой первым начинает обижать и оскорблять. Человек может отвечать и реагировать на оскорбления в тот момент, когда его оскорбляют. Тора не обязала человека уподобиться камню, который не реагирует. Это рамки закона.
С другой стороны, Талмуд говорит: «О тех, кого оскорбляют, но они не оскорбляют [в ответ], слушают, как их позорят, но не отвечают… сказано в Писании: “…любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!” (Шофтим 5, 31)». Т.е. это мидат хасидут (Йома 23а) — уровень праведности; праведник, находящийся на ином уровне, чем обычные люди, делает больше, чем требует от него Закон.
Если действительно существует угроза жизни, то есть правило: человек может и должен защищаться. В еврействе нет принципа «непротивления злу насилием». Наоборот, Талмуд говорит: «Того, кто пришёл тебя убить, — опереди и убей». Об угрозе здоровью — неясно, о какой конкретно ситуации идёт речь.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Смерть террористам?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Хана Лернер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Ашер Кушнир
Что делать, если мы с еврейским парнем понравились друг другу и хотим пожениться по закону? Как принять иудейство?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.