Темы: Йеуда, Боаз, Танах, Давид, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОдно из еврейских пожеланий добра звучит так: «Желаю тебе шубейку Давида, ошибку Иегуды и страх Боаза». Скажите, пожалуйста, что подразумевается под «шубейкой Давида», «ошибкой Иегуды» и «страхом Боаза». Шалом алейхем!
Я не знаток идишистских пословиц, но думаю, что все три присловья намекают на красивую женщину.
1. Царь Давид в старости не мог согреться никакой одеждой, и в качестве обогрева к нему приставили красавицу Авишаг, которая благодаря своей молодости и невинности могла дать ему тепло. При этом он так и не познал ее, так как не мог жениться на ней. До этого Давид исчерпал позволенное Торой количество жен для царя. Это составители поговорки не учли…
2. Йеуда считал, что если у женщины скоропостижно скончались два мужа, один за другим — она называется катланит (убийственная, хотя ее вины в этом нет, такова ее физиологическая природа), и нельзя женить на ней третьего. Среди мудрецов Талмуда существует спор, достаточно для этого двух смертей или трех. Поскольку двое сыновей Йеуды, женившись на Тамар, умерли (он не знал, что причиной тому послужил их собственный грех), то отец не хотел отдавать ей третьего сына. Не желая обижать праведницу, он не отказал ей, а велел ждать, пока не подрастет третий сын. Но через несколько лет, когда Шела (третий сын Йеуды) достаточно вырос, Тамар поняла, что ее просто вежливо отставляют. Зная настоящую причину смерти двух предыдущих мужей, она считала себя вправе добиваться возможности войти в семью детей Яакова. Видя, что третьего сына ей не видать, она решилась на хитрость. Переодевшись в блудницу, Тамар села на пути у Йеуды, и, будучи неузнанной, соблазнила его. Впоследствии, когда стало очевидным, что она носит ребенка, Йеуда хотел строго наказать невестку за разврат, но она намекнула ему, что ребенок — его. Несмотря на весь позор, Йеуда публично признал свою ошибку, и женился на Тамар. Красота ее доказывается именно тем, что из-за нее грешили первые два мужа — первый, Эр, из-за того, что не желал портить эту красоту беременностью, а второй, Онан, — из вредности, чтобы его потомство не засчитывалось душе умершего брата, как обычно бывает в случае левиратного брака.
3. Боаз, будучи очень почтенным старцем, одним из руководителей народа, не на шутку испугался, когда глубокой ночью обнаружил женщину у себя в ногах. Моавитянка Рут, принявшая иудаизм, пришла к нему ночью по настоянию свекрови, которая была родственницей Боаза. Она надеялась, что если Боаз женится на Рут, это поможет душе ее рано умершего сына. Боаз посчитал, что все должно быть оформлено согласно принятым обычаям, и предложил более близкому родственнику покойного мужа Рут жениться на ней. Родственник отказался, мотивируя это тем, что Тора не разрешает моавитянам, даже принявшим иудаизм, входить в еврейский народ через брак. Боаз же знал, что этот запрет не касается женщин. Рут была одной из самых достойных прозелиток, и в результате выйдя замуж за Боаза, удостоилась стать прабабушкой самого царя Давида.
Хотелось бы заметить напоследок, что вышеупомянутое пожелание может быть действительно хорошим, если красавица-жена будет еще и праведницей. Как сказал царь Шломо в конце книги Мишлей: «Приятность — ложь, а красота — пустое. Лишь Б-гобоязненная женщина достойна похвалы».
С уважением, Овадья Климовский.
Читайте: Тора на русском языке
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Яков Гельфман
Замечено ли это мудрецами?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.