Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора запрещает женщине быть свидетелем?

Темы: Рав Реувен Куклин, Женщина, Суд

Отложить Отложено

Уважаемые господа. Буквально сегодня с удивлением узнала, что, оказывается, по законам иудаизма женщине запрещено свидетельствовать в суде. Если это так — не можете ли вы объяснить, с чем связан такой странный запрет. Большое спасибо. Н., Израиль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Н.!

Вы частично правы, есть вещи, о которых женщина не может свидетельствовать в суде.

Свидетельство женщины не принимается, в основном, в двух видах судебных разбирательств:

  1. таких, где решаются вопросы имущественного права.
  1. таких, где может быть принято решении о смертной казни или физическом наказании преступника.

Свидетельство женщины в других областях принимается (например, свидетельство о кашерности чего-либо или свидетельство о том, что муж некой женщины умер, и она может выйти замуж — а не остаться на всю жизнь агуной — «соломенной вдовой»).

Прежде чем попытаться понять, почему в соответствии с Торой свидетельство женщины не принимается в этих видах судебных разбирательств, подчеркнём: разумеется, это никак не связано с «униженным положением» женщины, т.к. статус женщины в иудаизме полностью идентичен статусу мужчины (см. Плохо быть женщиной?).

Если Тора говорит, что женщина не может выступать свидетельницей в части судебных разбирательств, без сомнения, на это есть веские основания, в не зависимости, понимаем ли мы их или нет, ведь об этом сообщает нам Создатеь мира, который лучше кого бы то ни было знает природу всего создания. Попытаюсь все-таки указать на две причины, кажущиеся очевидными.

  1. Всевышний одарил женщину особой эмоциональностью, которая необходима для выполнения её предназначения. Она смотрит на вещи сквозь «очки» чувства, поэтому не всегда может видеть «холодные» факты. В таком случае её свидетельство может не быть объективным. Иногда женщинам свойственно преувеличивать. Мы находим это даже у великих праведниц. Например, Ривка говорит Ицхаку (Бэрейшит 27, 46): «Надоела мне жизнь из-за дочерей Хэйтийских; если Яаков возьмёт жену из дочерей Хэйтийских, как эти, из дочерей этой земли, то к чему мне жизнь?». А её невестка Рахель говорит Яакову (Бэрейшит 30, 1): «Дай мне детей; а если нет, я умираю».
  1. У женщины есть особое свойство, калут даат, которое также необходимо для выполнения её предназначения и является в определенном смысле преимуществом (см. Женщины легкомысленны?), однако может привести к неточности в деталях, а крайняя точность в деталях чрезвычайно важна в еврейском суде.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Чтобы чувствовать себя полноценной, женщине не надо видеть кого-то униженным…

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.