Темы: Заповеди, Убийство, Смерть, Бенцион Зильбер, Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак могло быть, что заложники в Бомбее погибли, выполняя мицву? Инна, Йерухам
Разумеется, произошла страшная трагедия. Погибли люди, которые поехали в далёкие заброшенные места, одни — распространять там еврейство среди евреев, другие — выяснить кошерность продуктов. И они погибли (см. сказанное об Ишмаэле в Торе — Бэрейшит 16, 12).
С одной стороны, в трактате Псахим, 8 б, сказано: «Тем, кто отправляется в путь, чтобы выполнить мицву, не будет причинено вреда ни по пути туда, ни по пути обратно (кроме случая, когда опасность там часта)» (Шлухэй мицва эйнам низаким). С другой стороны, в трактате Шабат, 118 б, приводится высказывание рабби Йосэй: «Пусть будет доля моя с теми, кто умирает, идя выполнять мицву» (Йеэ хэльки ми-мтэй бэ-дэрех мицва).
Если с теми, кто отправляется в путь, чтобы соблюсти заповедь, не может случиться несчастья, как мы можем понять слова рабби Йосэй? Маарша (рабби Шмуэль-Элиэзер, сын рабби Йеуды а-Леви, выдающийся комментатор Раши и Тосафот, 16-й век) так отвечает на этот вопрос: человек умирает, идя выполнять мицву, но не из-за этого, не потому, что шёл выполнять мицву. Значит, были какие-то расчёты Небес, в соответствии с которыми ему предстояло умереть; он бы умер, даже если бы не отправился в этот путь.
Когда человек погибает от руки «царства», душа его поднимается на недосягаемо высокий уровень. Сказано в трактате Бава Батра 10 б: «Там [на том уровне], где находятся убитые царством, ни один человек не может находиться». Спрашивает Гмара: «О ком здесь говорится? Если о рабби Акиве и тех, кто был казнён вместе с ним, то разве они достигли такого уровня только потому, что их казнили? Понятно, что и без этого [даже если бы они умерли в свой срок в своей постели, ни один человек не мог бы находиться на их уровне]. А речь здесь идёт об убитых в Луде». Объясняет Раши: «Убитые в Луде — Лулианус и Папус, братья, которых казнил преступный Турьянус в Лаодикее (Лудкии), как сказано в трактате Таанит (18 б): вышло повеление уничтожить всех евреев, поскольку дочь царя найдена была убитой и в убийстве подозревали евреев. И встали эти братья, и сказали: «Что у вас против евреев? Это мы убили её«».
Люди, погибшие в Бомбее, также погибли от рук убийц-неевреев. Определённо, они находятся на недостижимо высоком уровне.
Следует также помнить, что смерть праведников искупает грехи всех евреев и отводит, таким образом, массу бед. Мы не знаем расчётов Небес, но если бедствие постигло «посланцев мицвы», значит, на Небесах есть серьёзные претензии к нашему поколению, и надо стремиться увеличить заслуги поколения.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Ефим Свирский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.