Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какова награда за выполнение лёгкой заповеди?

Темы: Награда, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Навуходнецар

Отложить Отложено

Уважаемый Реувен Куклин!

В одном из Ваших уроков слышала, что каждая небольшая заповедь важна Творцу и за неё получают хорошую награду. Могли бы Вы привести примеры этому?

С уважением, Ривка.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ривка!

Примеров этому множество.

Приведу несколько.

Нэвухаднэцар (Навуходоносор)

В трактате Сангедрин (91а) сказано, что Нэвухаднэцар стал царём в награду за четыре шага, которые он пробежал во славу Всевышнего. Там рассказывается:

Когда царь Хизкиягу вылечился от своей болезни, Меродах-Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, прислал письмо, в котором осведомлялся о здоровье царя (см. Йешаягу 39, 1). И так писал царь Вавилонский: «Мир царю Хизкии, мир городу Иерусалиму, мир великому Б-гу» (там же в трактате Сангедрин говорится о том, что Меродах-Баладан написал так, узнав о чуде, которое произошло с царём Хизкиягу). Нэвухаднэцар в то время был писцом Вавилонского царя, но когда писали это письмо, он отсутствовал и письмо писал другой писец. Когда Нэвухаднэцар вернулся, он спросил: «Как вы ему написали?» Ему рассказали. Сказал Нэвухаднэцар: «Вы называете Его великим Б-гом, а упомянули в конце. Надо писать вначале «Мир великому Б-гу», и только потом «мир царю Хизкии, мир Иерусалиму»». Ответили ему: «Тогда ты позаботься, чтобы написали так». Нэвухаднэцар пробежал четыре шага, чтобы остановить посланца с письмом. Пришёл ангел Гавриэль и остановил Нэвухаднэцара (чтобы заслуги Нэвухаднэцара не оказались слишком велики — иначе он мог бы нанести евреям окончательное поражение). А в награду за те четыре шага, которые он пробежал, Нэвухаднэцар получил в свои руки всё огромное Вавилонское царство.

Эглон, царь Моава

Эуд пришёл к Эглону, царю Моава, и сказал ему: «У меня слово Б-жье к тебе» (Шофтим 3, 20). Услышав имя Всевышнего, Эглон встал.

Сказали мудрецы (Рут Рабба 2, 9): «Сказал ему Всевышний: ты встал со своего трона ради славы Моей, клянусь, Я произведу (буквально: «поставлю») от тебя потомка, который будет сидеть на троне, дарованном Всевышнем». Дочерью Эглона была Рут, и известно, что царь Давид был из потомков Рут (см. Рут 4, 18). Таким образом, царь Давид был и потомком Эглона, царя Моава.

Аран

Аран был братом нашего праотца Авраама. Мидраш рассказывает (Бэрейшит Рабба 38, 13): когда царь Нимрод разгневался на Авраама из-за того, что тот отказался поклониться идолам, Аран сомневался — быть ему на стороне Авраама или нет. А когда Нимрод бросил Авраама в печь и тот не сгорел, заявил Аран, что он на стороне Авраама. Тогда и Арана бросили в печь, но он сгорел, — потому что его вера не была столь совершенной, как вера Авраама.

Рассказывают от имени Хатам Софера: хотя вера Арана и не была такой совершенной, как вера Авраама, он получил за своё деяние совершенную награду: все праматери (Сара, Ривка, Рахель и Лея) произошли от него — ведь Аран всё-таки заявил, что он — на стороне Авраама.

Солдат Цахала

Один солдат Цахала возвращался домой на субботу на машине, и машина сломалась, когда он проезжал по религиозному району. Он начал чинить, но ничего не получалось, и тогда один местный житель пригласил его к себе: «Проведи субботу у нас, а машину починишь уже на исходе субботы». Суббота в религиозной семье произвела на солдата большое впечатление, и он решил принять на себя соблюдение какой-нибудь мицвы, хотя бы самой лёгкой. Хозяин дома посоветовал ему завязывать шнурки на ботинках так, как это предписано Традицией.

Однажды солдат подняли ночью и приказали садиться в вертолёт. Солдат вместе со всеми побежал выполнять команду, но вспомнил, что завязал шнурки не так, как велит мицва. Он остановился, чтобы исправить упущение. Когда командир увидел, что делает солдат, — возмутился и отправил его на гауптвахту. Остальные же солдаты сели в вертолёт. Это было 4 февраля 1997 года — день «катастрофы с вертолётами». Два армейских вертолёта столкнулись в воздухе, погибло 73 солдата — все, кто был в вертолётах. Солдат же, о котором идёт речь, принял на себя «бремя мицвот» полностью и пошёл учиться в йешиву.

Подобные примеры показывают, насколько важна для Всевышнего любая мицва, даже самая лёгкая. И даже если человек нарушает все законы, которые только можно нарушить, Всевышний награждает его за те мицвот, которые он совершил. Исходя из этого — можно представить, насколько велика будет награда человека, который выполняет «тяжёлые» мицвот со всей самоотверженностью.

Тем более — «тяжёлые» заповеди…

В книге пророка Ирмеягу сказано (12, 5): «Если ты с пешими бежал и они тебя уморили, то как же ты будешь состязаться с конями? И (разве) в мирной стране ты в безопасности? А что же ты будешь делать в чащах Йардэна?» Истолковали мудрецы этот стих с помощью примера (притчи): «Это подобно тому, как если бы какой-то человек сказал: «Я могу пробежать три фарсанга перед конями по болотам». Повстречался ему один пеший, пробежал тот перед ним три мили посуху и устал. Сказали ему: «Если [бежать] перед пешим ты так [устал], то перед конями [устанешь] во много раз больше. И если три мили так, то три фарсанга — во много раз больше. И если посуху так, то по болотам — во много раз больше!» Так сказал Всевышний: «Ты восторгаешься великой наградой, которую Я дал Нэвухаднэцару за то, что он пробежал четыре шага ради славы Моей (см. выше)? Сделай отсюда вывод — какова будет Моя награда Аврааму, Ицхаку и Яакову, которые бежали предо Мной, подобно коням. Эта награда будет во много раз больше, настолько, что невозможно представить». И об этом сказал Ирмеягу (23, 9), когда узнал, сколь великая награда ожидает Авраама, Ицхака и Яакова: «О пророках (имеются в виду Авраам, Ицхак и Яаков): сердце моё рвётся во мне, все кости мои содрогаются, стал я подобен пьяному и подобен мужу, которого одолело вино; из-за Господа, из-за святых слов Его»».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Награда и наказание

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?

Рав Овадья Климовский

Есть ли связь между Нимродом и Невухаднецаром?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Доказательство истинности Торы

Рав Реувен Куклин


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.